Истоки рабства в России

Я уже писал, что одной из бед России, мешающей ей двигаться к развитому гражданскому обществу является рабская психология, которая на генетическом уровне заложена у подавляющего большинства российских граждан (см. статью «Беды России» опубликованную в № 5 «Донского потребителя»).
Когда эта беда появилась в России и можно ли от этого проявления человеческой натуры избавиться современным россиянам я и
попытаюсь разобраться в данной статье.
 

История рабства

Такое явление как рабство берет свое начало с древнейших времен. Первые упоминания о рабах можно увидеть еще в наскальных рисунках, которые относятся к каменному веку. Уже тогда захваченный в плен народ, из другого племени обращали в рабство. Эта тенденция обращать захваченных врагов в рабство была и в древних цивилизациях. На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Рим, в Древнем Китае понятие - си, эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н.э.

В более поздний период, рабство существовало в Бразилии. Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт и отличалось наибольшей жестокостью по отношению к рабам.
В тоталитарных государствах крупнейшим рабовладельцами стали не индивидуальные собственники, а сами эти государства.
То есть, как видно из истории, рабство в разных странах и цивилизациях по-разному протекало и влияло, на развитие как экономической, таки духовной составляющей той или иной страны или цивилизации.

Всем нам известны такие первые цивилизации, как Древняя Греция и Рим. Используя, рабский труд покоренных ими народов, эти цивилизации процветали не одно столетие. Но залогом их процветания в первую очередь, конечно же, был не труд рабов, а развитая до недосягаемых по тем временам высот, наука, культура и ремесло, которыми занимались граждане древней Греции и Римской империи, будучи освобожденными от ежедневного выполнения тяжелого физического труда, так как на этих работах использовались исключительно рабы. Именно благодаря этой свободе греков и римлян нас, до сих пор удивляют произведения искусств, изобретения и достижения в науке, сделанные то время. В советское время певец И. Иванов, пел песню со следующими словами;

Верю, день придет, когда
Свидимся мы снова.
Всех вас вместе соберу,
Если на чужбине
Я, случайно, не помру
От своей латыни.

Если не сведут с ума
Римляне и греки,
Сочинившие тома
Для библиотеки.


Содержание этой песни очень хорошо отображает, то какой вклад в действительности древние греки и римляне внесли в развитие науки, искусства и техники в тот период. Получается, что для свободных граждан древней Греции и Рима, использование рабского труда в тот период времени пошло им во благо и дало толчок в развитии этих древних цивилизаций. А, что дало рабство древней Руси?
 

Рабство в древней Руси


 Среди зависимого населения древней Руси IX - XII вв., также весьма существенное место занимали рабы. Их труд, пожа­луй, даже преобладал в древнерусской вотчине. В современной исторической науке особенно популярной является идея о патриархальном характере рабовладения на Руси. Но в литературе есть и другие мнения. П.Н.Третьяков, касаясь рабства у славян и антов, писал: «Рабов продавали и покупали. Рабом мог стать член соседнего племени. Во время войн рабы, особенно женщины и дети, являлись непременной и очень важной частью военной добычи. Вряд ли можно рассматривать все это в качестве примитивного пат­риархального рабства, которое было распространено у всех первобытных народов. Но это не было, конеч­но, и развитым рабовладением, оформившимся как целостная система производственных отношений».
"Русская правда"1 также указывала и другие источники появления рабов на Руси, помимо захвата пленных. Такими источниками являлись: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Также рабом мог стать беглый закуп2 или человек, совершивший тяжкое преступление.

Исследователь Е.И.Колычева о рабстве в древней Руси пишет следующее: «...холопство на Руси как правовой ин­ститут не представляло собой нечто исключительное, непо­вторимое. Для него характерны те важнейшие черты, что и для рабства в других странах, в том числе и для античного рабст­ва».

Поскольку рабский труд на Руси не стал основой общест­венного производства, то историю рабовладения в нашей стране следует пе­ренести, прежде всего, в плоскость смены форм эксплуатации рабов, то есть форм организации рабского труда.

В древней истории восточного славянства между ра­бами и свободными пропасть не лежала: рабы входили в со­став родственных коллективов на правах младших ее членов и трудились наравне и вместе с остальными. Маврикий Стратег остро почувствовал своеобразие положения рабов у славян, которые, по его словам, ограничивая рабство пленников опре­деленным сроком, предлагают им на выбор: либо «за извест­ный выкуп возвратиться восвояси или остаться в земле славян и антов на положении свободных и друзей.

Голос, прозвучавший несколькими веками позже, свидетельствует, кажется, о том же: «Они (русы - прим. автора) хорошо обращаются с рабами...» Такой стиль отношений рабов с господами оп­ределялся социальной принадлежностью холоповладельца, будучи наиболее типичным для простонародья - крестьян и ремесленников, которым удалось приобрести невольников. Эти отношения строились на давних традициях, терявшихся где-то в первобытнообщинном мире и доживших до времен Киевской Руси.

То есть, как видно из истории древней Руси, славяне в основной своей массе были свободными, трудолюбивыми и добрыми по отношению даже к своим рабам. Так откуда же тогда появились ненависть «власть предержащих», к управляемому им народу и рабская сущность самого народа, в более поздней Руси? Как так получилось, что вольные хлебопашцы стали фактически рабами в собственной стране? Этот вопрос волнует не одно поколение историков-исследователей.

И действительно! Вот они, свободные племена древних славян. Вот их удалой князь с дружиной. Вот свободолюбивые русские люди сбрасывают монголо-татарское иго, потому что если бы не были свободолюбивыми, то они бы его, и не сбрасывали. А потом – в течение короткого времени, 90% населения страны становятся рабами, которыми торгуют как скотом. Как, в какой момент это могло случиться? Почему люди позволили это над собой сделать? Почему они не восстали, как восстали против монголо - татар? Почему они не поставили зарвавшихся князьков и боярских детей на место, как не раз это делали раньше, изгоняя нерадивого князя с дружиной прочь? Ведь даже гордость Русской Земли Святого и Благоверного князя Александра Невского новгородцы прогоняли, когда он чересчур наглел. А тут... Что случилось с этим народом? Как за двести лет, к середине XVI века, он потерял всю ту свободу и достоинство, которыми он по праву гордился и которые отмечали даже иностранцы?

Ответ я думаю, лежит на поверхности и это доказывала наша история не раз. Последнее такое доказательство произошло в середине прошлого столетия. Наш народ, собравшись воедино, мог победить любого внешнего агрессора, но всегда оказывался беспомощен и беззащитен перед лицом внутренней агрессии и террора со стороны своих правителей. Почему так происходило, думаю объяснять не надо, все мы знаем, что на Руси с десятого века в качестве основной религии было принято православное христианство. А христианская вера во все времена проповедовала, что любая власть на земле от бога. Вот и терпели русские, как истинные православные христиане, любую даже самую жестокую власть, данную ему свыше, как он считал от бога.
 

Появление крепостничества на Руси

Московском государстве на рубеже XVI веков оформилась поместная система. Великий князь передавал поместье служилому человеку, который был обязан за это воинской службой. Поместное дворянское войско использовалось в непрерывных войнах, которое вело государство против Польши, Литвы и  Швеции, и в обороне «украин» (то есть пограничных областей) от набегов Крымского ханства, Ногайской Орды: десятки тысяч дворян призывались каждый год на «береговую» (по Оке и Угре) и пограничную службу. В этот период крестьянин еще был лично свободным и держал земельный участок по договору с владельцем поместья. Он обладал правом выхода или отказа; то есть правом уйти от землевладельца. Землевладелец не мог согнать крестьянина с земли перед жатвой, крестьянин не мог покинуть свой участок, не рассчитавшись с хозяином по окончании жатвы.

Судебник Ивана III устанавливал однообразный срок для крестьянского выхода, когда обе стороны могли рассчитаться друг с другом. Это неделя до Юрьева дня 26 ноября) и неделя, следующая за этим днём. Вольный человек становился крестьянином с той минуты, как «наставлял соху» на тяглом участке (то есть начинал исполнять государственную обязанность по обработке земли) и переставал быть крестьянином, как только бросал земледелие и принимался за другое занятие.

Даже Указ о пятилетнем сыске крестьян от 24 ноября 1597 года не отменял крестьянского «выхода» (то есть возможность уйти от землевладельца) и не прикреплял крестьян к земле. Этот акт лишь определял необходимость возврата сбежавшего крестьянина к прежнему землевладельцу, если уход состоялся в пятилетний срок до 1 сентября 1597 года. Указ говорит только о тех крестьянах, которые покидали своих землевладельцев «не в срок и без отказу» (то есть не в Юрьев день и не уплатив «пожилое»).

И лишь при царе Алексее Михайловиче Романове, Соборное Уложение1649 года устанавливает бессрочную прикрепленность к земле (то есть невозможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле). При этом согласно Соборному Уложению владелец поместья не имеет право посягать на жизнь крестьянина и лишать его земельного участка. Допускается передача крестьянина от одного владельца к другому, однако и в этом случае крестьянин должен быть снова «посажен» на землю и наделён необходимым личным имуществом («животами»).

С 1741 года помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и крепостное право распространяется на все разряды владельческого крестьянства.

2-я половина XVIII века — стала завершающим этапом развития государственного законодательства, направленного на усиление крепостного права в России и окончательного закабаления крестьян, так:

В 1760 год у — помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь.
В 1765 год у — помещики получили право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы
В 1767 год у — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные на своих помещиков лично императору.

В тоже время, в значительной части территории страны, на русском Севере, на большей части Уральского региона, в Сибири (где основную массу сельского населения составляли черносошные, затем государственные крестьяне), в южных казачьих областях крепостное право не получило распространения. В 1861 году в России была проведена реформа, прозванная официозом «Великая реформа», отменившая крепостное право.

Основной причиной данной реформы явился кризис крепостнической системы. Помимо этого, историки СССР рассматривали в качестве причины неэффективность труда крепостных крестьян. К экономическим причинам относили также и назревшую революционную ситуацию, как возможность перехода от бытового недовольства крестьянского сословия к крестьянской войне. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время Крымской войны, правительство, во главе с Александром II и пошло на отмену крепостного права.
 

Крепостничество хуже рабства

Как видно из вышеизложенного раздела, крепостной в России это был тот же раб, но при этом положение крепостных было намного хуже, чем у рабов. Причины, по которым положение крепостного в России было хуже, чем положение раба заключались в следующем.
Основной причиной, конечно же, являлось то, что раб доставался его хозяину не бесплатно, а крепостные доставались помещику даром. Поэтому и обращение с ним было хуже, чем со «скотиной». Так как помещик всегда знал, что если даже «сдохнет» «двуногая скотина» от излишнего труда или побоев, то «русская баба» еще нарожает новых крепостных, то бишь «бесплатных рабов».

Вторая причина это то, что крепостничество как таковое, лишало человека даже надежды на то, что он когда-нибудь станет свободным. Ведь каждый крепостной с рождения знал, что это его «тяжкое бремя» на всю жизнь, а также бремя его детей, внуков и т.д. Раб же, который до того как стать рабом был свободным, жил надеждой, что когда-нибудь он снова сможет стать свободным, сбежав, например, от хозяина или получив от него «вольную» за заслуги. Поэтому родившиеся уже несвободными, крестьянские дети и не помышляли о свободе, так как и не знали другой жизни кроме как «жить в вечной кабале» и поэтому медленно, незаметно, свободный русский народ превратился в помещичье имущество. Как трость или собака.

Сторонники теории об отсутствии рабства в России могут мне возразить, что крепостной крестьянин отличался от раба тем, что оставался субъектом налогообложения. Но так это делало его положение еще хуже рабского!
Когда к середине XVII века построение здания российского рабства было завершено. Русские крестьяне, а это большинство населения огромной страны на востоке Европы стало (не было, а стало!) рабами. Это беспрецедентно! Не негры, завезенные из Африки для работы на плантациях, а свои собственные соотечественники, люди той же веры и языка, вместе, плечом к плечу веками, создававшие и защищавшие это государство, стали рабами, «рабочим скотом» на своей Родине. Т.е. они стали настолько отверженными, что через столетие их хозяева из брезгливости, чувствуя себя людьми совершенно другой породы, начали переходить с русского языка на французский.
 

Формирование рабской психологии

Фактически с середины XVI века до середины XX века длилось рабство в России. Оно началось с закабаления крестьян, а закончилось хрущевской выдачей колхозникам паспортов. 400 лет с перерывом в 68 лет. Небольшое послабление крестьяне получили после отмены крепостного права в 1861 году, и то вплоть до начала XX века крестьянину, чтобы уйти от помещика, необходимо было заплатить ему выкупной платеж. А закончилось это послабление принудительной коллективизацией 1929–1930 годов.

Крестьян же, которые не захотели работать «за палочки», погнали на великие стройки коммунизма, в лагеря, в ссылку. А тех, кто согласился, прикрепили к колхозу, отобрали все добро, и семь дней в неделю – барщина. Такого даже при помещиках не было. Уже и жениться нужно было разрешение председателя, если невеста или жених из другого колхоза. А уехать на заработки – даже не думай, поймают – и в лагерь. На двадцать пять лет, похлеще чем при царе. Правда, последний заход в рабство был недолго, тридцать лет. Но народу уничтожили больше, чем за предыдущие триста...
А теперь простая арифметика. За четыреста лет сменилось примерно двенадцать поколений. Сформировался национальный характер, так называемый менталитет. Большинство населения нашей страны – это потомки тех самых крепостных крестьян. Так как правящий класс аристократию, разночинцев и казаков уничтожили большевики, а кого не уничтожили, тот эмигрировал. И вот теперь представим себе, как формировался этот характер. Невыносимо огромные пространства, утыканные тут и там маленькими деревеньками по 100–200 душ. Ни дорог, ни городов. Только деревни с черными, покосившимися пятистенками и непролазной грязью почти шесть месяцев в году (весна и осень). От ранней весны до поздней осени крепостной вкалывал день и ночь. А потом почти все отбирал помещик да царь. И сидел потом зимой «бедный крестьянин» на печке, да выл с голоду.

И так из года в год, из века в век. Правда появлялся иногда царский посланец, забирал часть молодых деревенских парней, что покрепче в рекруты и все, исчезали ребята навсегда, как и не бывало. Связи между деревнями не было. Ходить друг к другу в гости далеко, а верхом – коня жалко. Так, иногда, барин к соседу съездит, так что он расскажет? Не вашего, мол, ума дело...
Краем уха слыхали, что где-то война. Турка бьем или шведа? Черт его разберет. А в основном поборы, поборы, поборы... Ничего не происходит. Изо дня в день. Из года в год. Из столетия в столетие. Полная и окончательная беспросветность. Ничего не может измениться. Никогда. Все. Буквально все против тебя. И помещик, и государство. Ничего хорошего от них не жди. Работаешь плохо, бьют плетьми. Работаешь хорошо, все равно бьют, а что заработал – отбирают. Поэтому, что бы ни убили, и семья не умерла с голоду, крестьянину на всякий случай всегда приходилось врать и «прогибаться».

И сейчас потомки тех крепостных, уже будучи «свободными» и не взирая на занимаемые должности, на генетическом уровне продолжают врать и«прогибаться» на всякий «пожарный случай». Где-то там, далеко проходила красивая жизнь, шли какие-то балы... Кто-то кого-то убил на дуэли... Какой-то чудак написал великую книгу... Все эти Полтавы и Измаилы, Сенатская площадь и журнал «Современник», Петербург и муки Раскольникова – это все не про крепостных. Где-то отдельно жили двести – триста тысяч других людей, о которых и писалась их история, об их России.

А десятки миллионов жили другой жизнью, где эта история… И пока не будет написана история простого народа мы не поймем, почему русские люди не верят своему государству. Почему начиная с XVI века, государство всегда воспринимается как враг. Быть может, потому, что русский человек никогда от государства ничего хорошего не видел? Может, после написания такой истории наши государственные мужи перестанут разводить демагогию про державу и укрепление государственности, и глядя на искалеченный строительством великой державы народ, скажут, перефразируя Кеннеди: «Не спрашивай, что ты сделал для государства, а спроси, что государство сделало для тебя». И тогда каждый гражданин России, ежедневно выдавливая из себя раба по капле, начнет строить действительно государство для граждан, а не граждан для государства.

 


1. Ру́сская Правда (др. рус. (XI век, 1019-1054 годы) (здесь «правда» в значении лат.греч.) — правовой кодекс Руси.Русская Правда появилась во времена правления Ярослава Мудрого, основана на устном законе и обычном праве Руси. — смерд, попавший в тяжелое экономическое положение, взявший в долг имущество у своего господина и гарантировавший его возврат как бы самозаклад.

2. Закуп работал в хозяйстве господина и не мог его покинуть, пока не возвращал долг (иначе его переводили в полного, «обельного» холопа).

19 октября 2011 г.

Данила Багров

Поиск