Крещение Руси

Продолжая в этом номере тематику статей об истории государства Российского, я решил затронуть очень важную тему для становления государственности Древнерусского государства, это крещение Руси. В этой статье я попытаюсь рассказать, почему выбор Руси пал именно, на православие в христианстве, а не на католицизм, иудаизм или ислам, которые также предлагались в качестве религии, Русским князьям на рубеже 10-11 веков.

Выбор веры

        Всем известно, что до крещения Руси, славянские племена были язычниками (многобожниками). И  у каждого племени был свой культ (бог), которому оно поклонялось.  Но племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племён Древней Руси, более того многобожие разобщало между собой огромное количество славянских племен. Которые с таким трудом пытались объединить в единое Русское государство славные потомки русича Рюрика.  Поэтому нужна была единая вера, которая уже прошла испытание в объединение других государств и народов.  В связи с этим на рубеже 10-11 веков, перед Русским князьями встал вопрос о выборе веры.

        Каждый православный христианин в России знает, что датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, именно поэтому в 1988 году, тогда еще в СССР, широко отмечали тысячелетие Крещения Руси.  Хотя многие исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира1 и 989 как год Крещения Руси. Но первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга2. По наиболее аргументированной версии, в 957 году, Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причем её сопровождал священник Григорий. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Также некоторые историки считают вполне установленным факт, что князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или середине 860-х годов, вскоре после похода русов на Константинополь в 860 году, по другим источникам — во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877). Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.

    Как следует из вышеописанного, правители Руси непроизвольно тянулись к самой могущественной на тот момент Византийской империи и ее вере Православному христианству. Кстати до сих пор среди историков нет единого мнения почему Рим с его Ватиканом, являлся и является центром католицизма. А наследница Римской империи, Византийская империя, для всего средневекового мира, вплоть до захвата Константинополя (Царьграда) в 1453 году османами, была центром Православного христианства.   

       Но вернемся к Древней Руси и выбору веры русским князем Владимиром, который был внуком, по отцовской лини княгини Ольги  и князя Игоря (сына Рюрика) и правнуком Рюрика.

    

Рюриковичи (IX—XI вв.)

Рюрик

   

Игорь, жена: Ольга, соправитель: Олег, др. родственники

   

Святослав

   

Ярополк

   

Святополк Окаянный

 

 

Олег Древлянский

 

Владимир

   

Вышеслав

 

Изяслав Полоцкий

   

полоцкая ветвь

 

 

Ярослав Мудрый

 

Всеволод

 

Мстислав Храбрый

   

Евстафий

 

 

Святослав Древлянский

 

св. Борис

 

св. Глеб

 

Станислав

 

Позвизд

 

Судислав Псковский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место так называемое «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

После болгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.

Но есть еще и другая версия, почему князь Владимир склонился в пользу православия. Согласно летописи, в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

        В  988 году Владимир захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.

       Согласно писания монаха Иакова Черноризца, более раннего источника, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.

       Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения Руси по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший, который одержал несколько побед. «… и побудила его [императора Василия] нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий […] И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя […] И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей».

    Где здесь больше правды, а где вымысла, почему Владимир выбрал православие? Знает только один человек это князь Владимир, но он уже не сможет ответить на этот вопрос. Но я думаю не последнюю роль, а может  быть и первую, в принятии Византийского (греческого) православия на Руси, сыграла любовь, правнука норманна – русича Рюрика, к православной гречанке, из православной императорской семьи, Анне. Как говорят в таких случаях французы Cherchez la femme (Шерше ля фам)3 .

          В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. В российской историографии, особенно церковной, он больше известен, как Владимир Креститель4.

                                                               

Владимир Креститель.

 

            При всем, при том, что православие, как религия осуждает грех. Князь Владимир Креститель, безгрешен не был. Начнем с того, что он был сам зачат в грехе вот, что об этом говорят источники (Никоновская летопись).

          Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы княгини Ольги. Сын рабы («робичич» по словам Рогнеды), по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.

            «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици»

 

          О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследника старшим дружинникам.

А вот как согласно источникам, Владимир,  приходил к власти в Великом Новгороде и Киеве,  при этом во всю греша и разбираясь по жесткому, со своими родственниками русичами – норманнами.    

Согласно Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал в варяжские земли. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир в Скандинавии (на родине прапрадеда Рюрика)  набрал с Добрыней (дядей) войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Именно отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба») согласно славянскому обычаю разувания супруга, сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).

Как видим из летописи, именно таким варварским способом сын рабыни ключницы Малуши и князя Святослава, Владимир добился своей первой жены.   После столь печально начавшегося супружества с Владимиром Рогнеда родила ему сына-первенца Изяслава. Но Святой Владимир, проливший столько крови ради брачного союза с Рогнедой, очень скоро разлюбил ее, забыв и о несчастной супруге, и о маленьком сыне. Осиротевшая, униженная дочь Рогволода жила уединенно в тереме на реке Лыбеди, недалеко от Киева. С ней находился маленький сын Изяслав, отныне единственная ее родная душа и отрада.

О страданиях Рогнеды, о нежных, сердечных отношениях матери и сына проникновенно поведал в своей поэме «Рогнеда» К. Рылеев:

«...Как месяц утренний, бледна,
Рогнеда в горести глубокой
Сидела с сыном у окна
В светлице ясной и высокой.
Oт вздохов под фатой у ней
Младые перси трепетали,
И из потупленных очей,
Как жемчуг, слезы упадали.
Глядел невинный Изяслав
На мать умильными очами,
И, к персям матери припав,
Он обвивал ее руками.
«Родимая! — твердил он ей,
Ты все печальна, ты все вянешь:
Когда же будешь веселей,
Когда грустить ты перестанешь?
О! полно: плакать и вздыхать,
Твои мне слезы видеть больно,
Начнешь ты только горевать,
Встоскуюсь вдруг и я невольно.
Ты б лучше рассказала мне
Деянья деда Рогволода.
Как он сражался на войне,
И о любви к нему народа».

            Затем, после захвата Великого Новгорода, Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд (имя говорит само за себя),  подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.

Как мы видим, Владимир не был безгрешен, т.е. мог «изменить» и своей жене, и «кинуть на деньги», своих дружинников. Но то, как Владимир Святославович,  разгульно вел себя, с точки зрения заповеди «не согреши», до принятия крещения, может поразить даже пресыщенных восточных падишахов. 

Вот как это описано в Повести временных лет:

«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён.

О том, как повлияло принятие христианства, на нравы потомков Владимира Крестителя, вы дорогие читали, узнаете из наших статей, в последующих номерах.

 

 

1Владимир Святославович - третий Киевский князь, носящий славянское имя. Однако скандинавское влияние в княжеском именослове не исчезло полностью, о чём свидетельствует двусоставность имени "Володимѣръ". Первая часть происходит, согласно Фасмеру, от церковнославянского владь «власть» (восходит к индоевропейской основе *wal- со значением «сила»). Вторая же часть с нехарактерным для русских имён 10-го века компонентом -мѣръ восходит к германским языкам, в которых данный корень означает славу и величие, к примеру: готский -mērs «великий», или древневерхненемецкий mâri «знаменитый». Это роднит имя Владимир с такими германскими именами, как Теодемир, Видимир, Валамир и т. п. Таким образом, имя Владимир имеет смешанное, славянско-германское происхождение. В русском языке, согласно принципам народной этимологии, вторая часть имени (-мир) была переосмыслена под влиянием существительных миръ («спокойствие»), міръ («вселенная»), а всё имя, таким образом, стали понимать как означающее «владеющий миром».

2Княгиня Ольга, в крещении Еле́на (ок. 92011 июля 969) — княгиня, правившая Древнерусским государством с 945 до 960 года после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Старого. Первая из правителей Руси приняла христианство ещё до крещения Руси, святая равноапостольная Русской Православной Церкви; память: 11 (24) июля и в Соборах Киевских, Псковских и Волынских святых.

3Cherchez la femme (Шерше ля фам) — французское выражение, которое буквально означает «ищите женщину». В том смысле, что, когда мужчина ведёт себя необычно или мотивация его поступков неясна, причиной может быть его попытка скрыть незаконное дело с женщиной, или произвести впечатление или снискать расположение женщины. То есть по мнению говорящего эту фразу, причиной события, бедствия, преступления оказывается женщина.

4Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории)- по мнению исследователей былинного эпоса, Владимир Святославович является одним из прообразов собирательного былинного персонажа, Владимира Красное Солнышко. Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 (28) июля и в Соборах Галицких, Псковских, Киевских и Волынских святых.

 

20 июня 2016 г.

Данила Багров

Поиск