Обеспечить безопасность потребителей – это не «колбасные обрезки» продавать

         Об обрушении кровли в одном из гипермаркетов «Окей» расположенном в г. Санкт-Петербурге не написал и не сказал только ленивый.

           Но мало кто задался вопросом, а как могло такое произойти в гипермаркете с миллиардными оборотами. У него, что нет возможности содержать специалистов, которые бы следили за своевременной очисткой кровли в период таких обильных снегопадов как этой зимой. Или в погоне за «прибылями» безопасность потребителей уходит на второй план. И действительно, зачем гипермаркету держать лишних людей и тратить на них свою прибыль, если план продаж они не увеличивают. Конечно с происшедшей трагедией, в которой есть погибший и пострадавшие потребители, компетентные органы я думаю, тщательно разберутся и виновных лиц накажут. Правда погибшему и его родственникам от этого легче не станет и погибший не оживет. Но на фоне этой трагедии мне на память пришла история с «колбасными обрезками», которая развернулась в 2007 г. в одном из гипермаркетов «Окей» расположенном в г. Ростове-на-Дону.

   А история эта интересна тем, что она рассказывает о том, как в погоне за прибылью гипермаркет «наплевав» на закон, а именно на п.33 ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ, Утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (далее – Правила продажи). Продавал потребителям дорогостоящую колбасу, без удаления металлических клипс. Но одному из потребителей С. это не понравилось, и он обратился в Роспотребнадзор с заявлением о привлечении гипермаркета «Окей» к административной ответственности. После проведения проверки Роспотребнадзором, факт нарушения Правил продажи был установлен. И за выявленное нарушение к административной ответственности было привлечено должностное лицо гипермаркета, путем наложения на него штрафа 1000 (одна тысяча) рублей. Хотя закон позволяет привлечь к ответственности за это правонарушение и юридическое лицо штраф в этом случае составляет от 10 000 (десяти тысяч) рублей до 40 000 (сорока тысяч) рублей.

    Конечно для такого гипермаркета, как «Окей» эти суммы все равно, что «дробина для слона». Но в этой ситуации Роспотребнадзор сделал так, чтобы гипермаркет заплатил минимальный штраф в бюджет государства. Конечно, вполне возможно, что интересы гипермаркета «Окей», ближе чиновникам Роспотребнадзора, чем интересы пополнения бюджета за счет административных штрафов, получаемых с нарушителей, но пусть это останется на совести проверяющих чиновников.

    Но и после оплаты штрафа гипермаркет «Окей», так же спокойно продолжил продавать потребителям вместе с колбасой металлические клипсы, осознавая, что он совершает административное правонарушение. Но когда такие «мизерные» штрафы за правонарушения, зачем оглядываться на закон.

    Тогда в решение данной проблемы пришлось вмешаться общественной организации, (Донской ассоциации защиты потребителей) путем подачи иска в суд в интересах неопределенного круга потребителей о признании действий гипермаркета «Окей», противоправными.

    Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону, под председательством судьи Брикез Т. М., удовлетворил иск ассоциации и признал их действия по продаже колбасных изделий без удаления металлических клипс противоправными, запретив эти действия на будущее. Такое решение, было конечно для гипермаркета уже «ощутимым ударом» в первую очередь финансовым. Потому что, кто возьмется посчитать, сколько тонн ежедневно, гипермаркеты «Окей» по всей России, продают потребителям металлических клипс, в среднем по цене 500 рублей за килограмм (средняя стоимость килограмма сырокопченой колбасы). Я думаю это не малые суммы и терять их гипермаркет ну никак не хотел, поэтому им была подключена «тяжелая артиллерия» в виде вышестоящих судебных инстанций. Вышестоящие судебные инстанции заняли сторону гипермаркета «Окей», поддержав полностью его доводы о том, что продажа колбасы с металлическими клипсами, это «прогрессивный метод торговли», и поэтому гипермаркет прав, а ассоциация потребителей не права. При этом на прямой запрет продажи колбасных изделий без удаления металлических клипс, установленный п.33 Правил продажи, судьям выносившим решение видно было «глубоко наплевать».

В связи с этим возникает вопрос, почему тогда небольшие магазины за это же самое нарушение Роспотребнадзор «раздевает», то есть штрафует по максимуму, а гипермаркету «Окей» при последующих проверках этот же Роспотребнадзор, уже разрешает, эти правила нарушать, ссылаясь на абсурдное решение суда «О прогрессивных методах торговли».

Или здесь действует принцип «Что положено Юпитеру, не положено Быку». Но с таким подходом к исполнению законов мы далеко пойдем.

Не проще ли тогда, взять и внести изменения в Правила продажи, где указать, что магазинам с торговой площадью от 500 м2и более можно делать все и это называется «прогрессивные методы торговли», а тем у кого площадь небольшая запрещено все. Может это и не справедливо, зато жизненно, и тогда будет всем ясно и понятно, денег много «можно все», денег мало «отвечай за все и за всех».

Но как показала случившаяся трагедия в Санкт-Петербурге, наличие «больших» денег у продавца, действительно позволяет ему делать все, за исключением одного, поддерживать и обеспечивать на надлежащем уровне безопасность своих потребителей, за счет которых живет и процветает любой продавец. Поэтому только от вас уважаемые потребители зависит, кого «поддерживать» рублем, а кого этим же рублем «наказывать». И если вы будете строго следовать этому правилу, только тогда Ваши права, крупные гипермаркеты начнут уважать.

7 февраля 2011 г.

Данила Багров

Поиск