Опять платить по двойному тарифу?

В декабре 2011 года Минрегион  России  утвердил примерную форму новой квитанции по оплате жилья и коммунальных услуг (см. ниже по тексту). Как сообщает "Российская газета", министерство рекомендует использовать ее ТСЖ и управляющим организациям во всех регионах России.

   Новая форма квитанции была утверждена в связи с изменением правил предоставления коммунальных услуг. Главное отличие от прежнего порядка - платеж за каждый ресурс (тепло, свет, горячую и холодную воду и т. д.) будет поделен на две части: индивидуальное потребление (по внутриквартирным приборам учета или нормативам потребления) и общедомовые нужды (по общедомовым счетчикам).

     Также в квитанцию добавлено еще много полезной информации, включая основания для перерасчета уже оплаченных сумм и нормативы потребления по каждому виду коммунальных услуг, что упростит проверку правильности начисления платежей, так как теперь не нужно будет искать эти данные в различных нормативных актах,  тратя на это время и деньги.

   Кроме того, новая форма квитанции допускает возможность внесения квартплаты в рассрочку, что особенно актуально в наше сложное экономическое время, тем более, когда тарифы на услуги ЖКХ растут не по дням, а по часам.

 

Форма новая, а дырки старые

      Но чтобы в действительности разобраться в том, насколько содержание новой квитанции отличается от старой мы обратились за комментариями к практикующему юристу, специалисту в области жилищного права, автору книг   «Потребитель и рынок услуг ЖКХ» и «Потребитель и управление многоквартирным домом» Юрию Валентиновичу Тишукову.

Д.П. Юрий Валентинович, скажите, пожалуйста, остались ли во вновь утвержденной квитанции какие либо неясности или несоответствия жилищному законодательству, которые были в предыдущих квитанциях?

     Да остались, это разделение понятия содержание и ремонт жилого помещения на две строки: содержание и ремонт жилого помещения, и  капитальный ремонт.  И именно это разделение у меня вызывает недоумение, если учесть, что новую форму квитанции разработал и утвердил Минрегионразвития  России. 

Д.П. А почему это у Вас вызывает недоумение, это что противоречит действующему жилищному законодательству?

     В том то и дело, что противоречит. Так как в статье 154 Жилищного кодекса РФ, черным по белому написано, что  плата за содержание и ремонт жилого помещения, включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Но видно специалисты министерства при разработке новой формы квитанции в Жилищный кодекс РФ даже не заглядывали, иначе бы они таких ляпсусов не допустили.

Д.П. И каким образом это противоречие нарушает или влияет на права потребителей коммунальных услуг?

    Нарушает очень просто. Возьмем, к примеру, тариф на содержание и ремонт жилого помещения, рассчитываемый и утверждаемый органами местного самоуправления. Как правило в этот тариф уже включены и расходы на капитальный ремонт, как того требует ЖК РФ. Как в этом случае действуют  99% ТСЖ или Управляющих Организаций. Если жильцы многоквартирного дома на общем собрании не утвердили расходы на содержание и ремонт своего дома, то ТСЖ и УО за основу берут муниципальный тариф. Но никто из него не вычленяет отдельно расходы на капитальный ремонт, а выставляют жильцам тариф утвержденный муниципалитетом в полном объеме, который включается в строку содержание и ремонт жилого помещения и дополнительно еще начисляют и расходы на капитальный ремонт, который включается в дополнительную строку. В итоге получается, что потребитель дважды платит за капитальный ремонт. И все это из-за невнимательности или недоработки чиновников разработавших новую форму квитанции.

Д.П. И что теперь у потребителей нет никакой возможности с этим «двойным тарифом» бороться?

    Почему нет, возможность всегда есть. Например ежемесячно проверять, чтобы ТСЖ или УО, в зависимости от того какая в многоквартирном доме форма управления, вычленяли из тарифа на содержание и ремонт, отдельно расходы на капитальный ремонт. А если они этого не делают то делать самому. Либо не «заморачиваться» и платить «за себя и за того парня», если же конечно у вас есть лишние деньги для повышения благосостояния «коммунальных дельцов». 

Д.П. Юрий Валентинович спасибо, за полезную информацию, теперь дело за потребителями как говорится «спасение утопающих,  дело рук самих утопающих», тем более, когда тонет вся система ЖКХ.    
 

Послесловие или «тройной тариф»

      После информации полученной от юриста, специализирующего на потребительских спорах, в том числе в области ЖКХ. Так и хочется в очередной раз сказать «большое спасибо» чиновникам от Минрегионразвития. Наверное «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Зная аппетиты наших коммунальщиков и правовую безграмотность основной массы потребителей, у меня возникает большое сомнение, что кто – то из коммунальщиков будет заниматься каким-то там «вычленением», что бы сэкономить наши деньги. Так что благодаря нашим чиновникам, придется платить и без того высокие коммунальные тарифы по «двойной таксе». Но это не самое страшное,  к этому нас уже как «собаку Павлова» в последнее время приучили.

Самое страшное то, что деньги, предназначенные для капитального ремонта, конечно же, ни на каком специальном счете аккумулироваться не будут. И когда действительно встанет вопрос о необходимости проводить капитальный ремонт,  денег этих  не окажется. В итоге представитель ТСЖ или УО с «шапкой» пройдет по жильцам для очередного сбора денег на ремонт. То есть потребитель заплатит уже не дважды, а трижды. Но видно такая «карма» у нашего потребителя коммунальных услуг платить, платить и еще раз платить, что бы жулики от ЖКХ, ни в чем себе, ни отказывали. 

12 января 2012 г.

Данила Багров

Поиск