Русичи, греки, татары

     Этой статьей мы начинаем исторические очерки, позволяющие лучше понять, кто мы, проживающие на территории, равной одной шестой части суши планеты Земля.

 

 

 

 

С чего начинается Родина

 

       Все со школьной скамьи, знают и помнят, что история Российского самодержавия и самой государственности началась с Рюрика, а кто такой Рюрик?

       Рю́рик (старосканд. Hrørek , Hrœrekr, ум. 879) — летописный основатель Новгородского княжества на Руси, варяг из народа русь, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской династии Рюриковичей.

       Согласно древнерусскому летописному своду XII века, «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён, как чудь, ильменские словене, кривичи и весь, был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало правления династии Рюриковичей, объединившей Новгородскую и Киевскую Руси, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.

Летопись сообщает, как после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика: «…И Пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — славяне, в Полотскекривичи, в Ростовемеря, в Белоозере — весь, в Муромемурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVII века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи: «В лето 6372 (864). … оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его“. Того же лета уби Рюрик Вадима храбраго, и иных многих изби Новгородцев съветников его».

     Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром[источник не указан 758 дней]. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Автор «Задонщины», поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя: «Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…»[8]

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX века преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. норманизм), позднее предлагалась гипотеза о его поморянском происхождении.

      Исходя из сведений, отраженных в вышеизложенных летописях, следует, что первоначальное название нашей Родины «Русь», пошло именно от Рюрика.

      Но существует и другая версия исторического названия «великороссов» русы, россы, русские. Русь — название одного, далеко не самого крупного восточнославянского племени, которое из-за своего имени стало наиболее знаменитым и в истории человечества, и в исторической науке, ибо в спорах вокруг его происхождения учеными и публицистами было поломано множество копий и пролиты реки чернил. Многие выдающиеся ученые — лексикографы, этимологи и историки — производят это название от почти повсеместно принятого в IX—Х веках имени норманнов — русы. Норманны, известные восточным славянам под именем варягов, завоевали около 882 года Киев и окружающие его земли. Во время своих завоеваний, происходивших 300 лет — с VIII по XI век — и охвативших всю Европу — от Англии до Сицилии и от Лиссабона до Киева, — они оставляли иногда за покоренными землями свое имя. Так, например, территория, завоеванная норманнами на севере Франкского королевства, получила название Нормандия.

Противники этой точки зрения считают, что название племени произошло от гидронима — речки Рось, откуда впоследствии и вся страна стала называться Россией. А в XI—XII веках Русью стали называть земли руси, полян, северян и радимичей, некоторые территории, населенные угличами и вятичами. Сторонники этой точки зрения рассматривают Русь уже не как племенной или же этнический союз, но как политическое государственное образование.

     Какая бы из этих версий не была верной, они обе правдоподобны и обе имеют право на существование, тем более, что они не исключают друг друга, а скорее дополняют.

Греки и русские братья по вере, и не только

Главное, что связывает русских и греков, это конечно православие, которое пришло на Русь из Византии. Вот как это описано в различных источниках.   Первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга (по наиболее аргументированной версии, в 957 году, хотя предлагаются и другие даты). В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причем её сопровождал священник Григорий. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу. В 959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору Оттону I с просьбой прислать епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошёл на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом Адальбертом Магдебургским вернулось назад ни с чем, а некоторые из его участников были убиты. В 960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на Крите против арабов под руководством будущего императора Никифора Фоки.

        Согласно, данных В. Н. Татищева (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972978 или 980 гг.) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.

       Выбор веры Владимиром. Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племён Древней Руси.

     Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.

     После болгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

     Следующими были хазарские иудеи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Хазары были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.

    Затем на Русь прибыл византиец, которого русский летописец за мудрость назвал Философом. Он рассказал русскому князю о библейской истории и христианской вере. Однако Владимир ещё не принял окончательного решения и советовался со своими ближайшими боярами. Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.
       Принятие христианства русскими от греков, имело для первых огромные, цивилизационные, политические и культурные последствия.  Вот как об этом пишут наши и зарубежные историки.  Цивилизационное значение крещения Руси огромно. Известный филолог В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет:

[«] Эти два события [принятие христианства Русью и Литвой], сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера… Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, — может быть, особенно здесь.[»]

 

Болгарский историк Николай Тодоров так оценивал христианизацию Руси:

[«] Византия побудила Русь принять христианство. В результате этого акта племена и народности восточных славян приобщились к средиземноморской цивилизации, которая известна под названием «Византийской цивилизации» и которая утвердилась в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке в качестве синтеза античного и христианского наследия. Это обеспечило древнерусскому обществу доступ к плодам тысячелетнего развития философской мысли, социальных и естественных наук и т.п. Русь создала свои собственные институты в соответствии с моделью всего европейского сообщества от государства и до епископата, и от школы до суда.[»]

 

Политические последствия. Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.

Так, Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е место.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо».

        Но не только православная вера, связывает русских и греков. Русь и Византию, связывало и то, что в крови великого князя московского и всея Руси, первый царь всея Руси Ива́на IV Васи́льевича, прозванного Гро́зным, текла греческая кровь. Так как, Ива́н IV Гро́зный,  являлся сыном великого князя московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров, а именно. Софи́я Фоми́нична Палеоло́г, она же Зоя  Палеологиня (греч. Ζωή Σοφία Παλαιολογίνα, ок. 14557 апреля 1503), великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из императорской династии Палеологов. Её отец, Фома Палеолог, был братом последнего императора Византии Константина XI . То есть  Ива́на IV Гро́зного, в полной мере можно считать потомком Византийских императоров. Именно эта кровь с имперскими амбициями, помогла Ива́ну IV Гро́зному, сделать первые шаги по созданию будущей Российской империи. Путем присоединения к небольшому по территории Московскому княжеству, Казанского ханства, Астраханского ханства, Сибирского ханства, Области войска Донского, Башкирии, земель Ногайской Орды. Таким образом, при Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, с 2,8 млн. км² до 5,4 млн. км², к завершению его царствования Русское государство стало размером больше всей остальной Европы.

         Но если кровь, византийских императоров помогла внуку приумножить государство территориями. То извечная тяга греков к свободе и независимости помогла его деду  Ивану III, освободиться от даннической зависимости ханам Золотой орды.  Вот как описывают это историки.

          В. Н. Татищев передаёт свидетельство, что будто бы, благодаря вмешательству Софии, было сброшено Иваном III татарское иго: когда на совете великого князя обсуждалось требование ханом Ахматом дани, и многие говорили, что лучше умиротворить нечестивого дарами, чем проливать кровь, то будто бы София горько расплакалась и с упрёками уговаривала супруга покончить с данническими отношениями.

            Так что, русские должны сказать спасибо грекам не только за православную веру, но и за духовное содействие в освобождении от выплаты дани, ханам Золотой орды, и за   первого русского царя с амбициями Византийских императоров.

 

Татары в истории России

     Начнем с того, что на сегодняшний день татары, это вторая по численности нация после русских, проживающая на территории России. Благодаря татарам, как пишут многие историки, Русь преодолела феодальную раздробленность и в 16 веке, при  Ива́не IV, стала создавать Российское государство. Опять же, как пишут некоторые историки система сбора дани для Золотой Орды, легла с основу формирования последующей налоговой  системы на Руси. Не стоит забывать и тот факт,  что первый русский царь Ива́не Гро́зный, по отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, а по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Да, да именно того, Мамая, который  в 1380 году, на Куликовом поле бился  с войском Дмитрия Донского.

     Именно эта кровь предков, привила в Иване Грозном, любовь ко всему татарскому. Историки описывают его страсть к кривым татарским саблям, разноцветным шелковым халатам и поясам, которые он любил носить в повседневной жизни.

       Да и в окружении Ивана Грозного, было немало прямых потомков Чингиз-хана. Один из них, это    Симеóн Бекбулáтович (до крещения Саин-Булат хан, тат. ساین بولاط, в монашестве Стефан; умер 5 января 1616, Москва) — касимовский хан в 15671573, сын Бек-Булат султана, правнук Ахмат-хана, правившего Большой Ордой. Вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. Участвовал в Ливонских походах 1570-х годов в качестве одного из главных воевод. В годы опричнины Иван настоял на именовании Симеона «великим князем всея Руси» (1575—76). C 1576 года — великий князь Тверской. Касимовский хан.

     Кстати бывший правоверный мусульманин Симеóн Бекбулáтович стал, при дворе  ревностным православным христианином. И свои накопления он  расточал на строительство храмов и на вклады в монастыри, особо богатые вклады он отправил на Соловки.   Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606), где двадцатью годами раньше окончил свои дни его тесть, старец Иона. Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Все это время он посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1612 году его вернули в Кириллов. Умер 5 января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан». В настоящее время могила утрачена. На месте монастыря находится Дворец культуры ЗИЛа.

     

      Еще один известный татарин, которого знает и помнит весь русский мир, это известный русский историк Никола́й Миха́йлович Карамзи́н— историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803).

      Карамзин вошёл в историю как реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

       Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783), среднепоместного симбирского дворянина из рода Карамзиных, происходящего от татарского Кара-мурзы. Первоначальное образование получил в частном пансионе в Симбирске. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции И. Г. Шварца в Университете.

     

         Что Симеóн Бекбулáтович, что  Никола́й Миха́йлович Карамзи́н и сотни других менее известных татар верой и правдой служили России и ее процветанию. Но не маловажным фактором, в этом беззаветном служении было то, что каждый известный «иноверец» принимаясь на царскую службу, присягал не только царю, но и принимал православную веру. Поэтому первый вопрос, который задавался тогда любому, начиная от крепостного крестьянина и заканчивая боярином или дворянином, православный ли он. Так как именно православная вера, была в то время, тем объединяющим звеном, которое позволило из небольшого Московского княжества создать огромное  Русское государство размером больше всей остальной Европы. И именно тогда православная Русь, стала претендовать на звание правопреемника, великой православной Византийской империи и на роль защитницы всех православных в мире. А Москву многие, стали называть русским Царьградом, по примеру Константинополя, столицы Византии. Который в то, время  был уже захвачен османами и ставший на долгое время столицей Османской империи.  

 

Эпилог

       Как мы видим формирование и становление Русского государства, происходило под влиянием, не только славянских и финно-угорских племен, изначально проживавших на территории, которую сейчас занимает восточная Украина, а также Центральная и  Северо-Западная часть современной России. Но также и под влиянием, норманнов, греков и тюркских народов. Может быть поэтому, такая «гремучая смесь», изначально замешанная в русских, до сих пор не позволяет иностранцам, понять «загадочную русскую душу».

5 марта 2016 г.

Данила Багров

Примечание: при подготовке настоящей статьи были использованы различные работы Российских и зарубежных историков, а также материалы размещенные на Википедии.

Поиск