Защита потребителей – наше кредо
Сегодня, когда защитой прав потребителей занимаются многие, но не многие это делают квалифицированно. Потребителю важно знать, как не попасть, впросак обращаясь в ту или иную организацию, за защитой своих нарушенных прав. Поэтому накануне праздника «Всемирного дня защиты прав потребителей» мы обратились за интервью, к президенту Региональной общественной организации «Донская ассоциация защиты потребителей» Устенко Алексею Александровичу.
Д.Б.: Алексей Александрович, скажите, пожалуйста, как обстоят на сегодняшний день дела с защитой прав потребителей в Ростовской области?
- Если ситуацию с защитой прав потребителей оценивать по системе школьных балов, то на сегодняшний день можно поставить слабую тройку.
Д.Б.: А почему такая низкая оценка, при таком количестве государственных и общественных организаций по защите прав потребителей в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области?
- Вот это как раз та ситуация когда количество не всегда переходит в качество. Например, в г. Ростове-на-Дону около десяти общественных организаций по защите прав потребителей, но лишь единицы могут оказать потребителям действительно квалифицированную помощь, остальные организации или не работают вовсе, либо не в состоянии привлекать действительно квалифицированных специалистов. Что касается государственных органов, а именно Роспотребнадзор, то он практически в интересах отдельных потребителей в суд не обращается. И в итоге мы получаем то, что около 70% потребителей чьи права нарушены, помощь не получают вовсе, либо получают ее от неквалифицированных специалистов.
Д.Б.: А можно подробней пояснить, что это за потребители, которые остаются без правовой помощи.
- Большинство потребительских споров это малобюджетные споры от 5 000 рублей до 50 000 рублей. Юридические услуги в суде по гражданским делам, сейчас стоят от 15 000 рублей. Вот и представьте себе, будет ли потребитель судиться из – за 5 000 рублей или 10 000 рублей, если ему надо за юридическую помощь выложить не менее 15 000 рублей. А такие потребители как раз и составляют порядка 70% от общего числа потребителей желающих защитить свои права.
Д.Б.: И что необходимо делать этим потребителям, что бы квалифицированную защиту все-таки получить?
- Обращаться в территориальные управления Роспотребнадзора и органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст. ст. 40 и 44 Закона РФ «О защите прав потребителей», обязаны защищать интересы потребителей безвозмездно, в том числе и в судебном порядке. А на сегодняшний день эти организации занимаются «футболом», т.е. просто «отфутболивают» потребителей в юридические консультации.
Д.Б.: Эту ситуацию можно изменить?
- Ситуация с нежеланием чиновников работать, носит повсеместный характер, поэтому изменить ее можно только если их зарплата будет напрямую зависеть от производительности их труда. В противном случае это будут всего лишь мои благие пожелания.
Д.Б.: Насколько я слышал в 2008- 2010гг. в Ростовской области реализовывалась областная целевая программа по защите прав потребителей. Есть ли реальная польза для потребительского движения от этой программы? И каким образом участвовала в этой программе Ваша организация?
- Польза есть от любой программы, если ее цели благие и деньги которые выделены действительно направляются на конкретные дела, а не «распихиваются» по карманам чиновниками, отвечающими за их распределение. А вообще я сторонник не разовых программ, а каждодневной целенаправленной работы в этом направлении, как например это делается в Германии. Там помимо государственных организаций по защите прав потребителей, финансируются из бюджета также и общественные объединения потребителей, что не лишает их права на самостоятельность и независимость от государства. А у нас даже при реализации целевой программы, чиновники пытались различными способами оттеснить общественные организации от участия в конкурсах на заключение гос. контракта, так как за победу в конкурсах общественные организации не носят им откаты.
Что же касается нашего участия в программе, то мы участвовали в двух самых интеллектуальных направлениях этой программы. Первое направление это разработка информационных практических пособий для потребителей и предпринимателей более чем 50 – ти наименований в различных сферах потребительского рынка товаров и услуг. Второе направление это разработка обучающих программ для школ, ССУЗов и ВУЗов, в области защиты прав потребителей. И первое, и второе направление мы с успехом выполнили. Поэтому пособиями, разработанными именно нашей организацией, с успехом пользуются, в настоящее время потребители и предприниматели в Ростовской области, а обучающие программы внедрены более чем в 20-ти школах, 7-ми ССУЗах и 3-х ВУЗах Ростовской области.
Д.Б.: А будет ли Ваша организация участвовать в реализации новой областной целевой программы по защите прав потребителей на 2011 -2013гг?
- Если будут интересные направления, то конечно будем.
Д.Б.: И напоследок последний вопрос, какие у Вас пожелания к потребителям накануне Всемирного дня защиты потребителей?
- Всем потребителям хотел бы пожелать, во-первых, чтобы им всегда доставались только качественные товары и услуги, во-вторых, если им все - таки достались некачественные товары или услуги не забывали, что у них есть права, которые необходимо защищать, а в – третьих, за защитой своих нарушенных прав обращаться исключительно в Донскую ассоциацию защиты потребителей». Так как защита прав потребителей – это наше кредо и только у нас есть лучшие специалисты в области потребительских споров.
10 марта 2011 г.
Данила Багров
ООО «Региональный центр права» оказывает защиту прав потребителей, в случае приобретения некачественных автомобилей и при возникновении споров на рынке долевого строительства.
Тел. для справок: 8 (863) 279-91-58