Автотехническая экспертиза

Судебная автотехническая экспертиза (далее – САТЭ) назначается в случаях, когда при судебном рассмотрении гражданских дел, уголовных дел и дел об административных правонарушениях возникает потребность в специальных знаниях в области автотехнических исследований.  САТЭ включает в себя следующие виды исследований:
 

  • Исследование технического состояния деталей и узлов транспортных средств;
  • Исследования обстоятельств дорожно-транспортного происшествия;
  • Исследования технического состояния транспортных средств;
  • Исследования следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (ранее транспортно-трассологическая экспертиза);
  • Исследования транспортных средств в целях определения стоимости; восстановительного ремонта и остаточной стоимости;
  • Исследование маркировочных обозначений транспортных средств.
     
1.1.1. Функциональные обязанности и требования к квалификации специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника)


        Эксперт-автотехник осуществляет:

проведение автотехнической экспертизы, используя фактические данные о техническом состоянии транспортных средств, механизме дорожно-транспортного происшествия, дорожной обстановке и действиях участников движения, а также об обстоятельствах, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия.

В процессе осуществления экспертизы проводит исследование технического состояния транспортных средств с целью установления фактических изменений (повреждений) отдельных деталей, узлов, агрегатов, систем и дополнительного оборудования, причин, их вызвавших в результате дорожно-транспортного происшествия или посторонних внешних воздействий (попадания различных предметов, атмосферных явлений и т.п.).

Определяет сложность и характер изменений (повреждений) транспортных средств, возникших в результате воздействия на них различных факторов, а также технологию и методы ремонтно-восстановительных работ. Обосновывает необходимость применения специального контрольно-диагностического оборудования и приборной базы, требующихся для восстановления поврежденных транспортных средств, в соответствии с техническими требованиями и требованиями государственных и международных стандартов, а также нормативных документов заводов - изготовителей транспортных средств, действующих на момент проведения экспертизы.

Устанавливает причины и время возникновения повреждений и технических неисправностей транспортных средств. Анализирует возможности обнаружения технической неисправности до момента наступления дорожно-транспортного происшествия, причинную связь между обнаруженной неисправностью (повреждением) транспортного средства и событием происшествия, а также возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия (наезда, столкновения, опрокидывания, возгорания и т.п.) при определенном техническом состоянии транспортного средства в момент происшествия и обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, которые способствовали или могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия.

Исследует обстоятельства, характеризующие механизм дорожно-транспортного происшествия или отдельные его элементы (фазы) в целях определения скорости и направления движения транспортного средства, тормозного остановочного пути, направления действия сил между столкнувшимися транспортными средствами, их взаимное положение в различные моменты дорожно-транспортного происшествия. Определяет время преодоления транспортными средствами определенных участков пути, момент возникновения опасности для движения, требующий принятия экстренных мер по предотвращению происшествия.

Проводит необходимые расчеты, моделирование дорожной ситуации и эксперименты (взаимного положения транспортных средств и препятствий в момент, когда водитель имел возможность предотвратить происшествие), а также исследование действий участников дорожно-транспортного происшествия в целях установления правил поведения водителей в сложившейся дорожной обстановке для обеспечения безопасности дорожного движения (какие действия водителя по управлению транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами дорожного движения Российской Федерации, предотвратить дорожно-транспортное происшествие).

Устанавливает возможности водителя совершить необходимые действия для избежания или предотвращения случившегося путем снижения скорости движения в момент, когда водитель должен был и мог предвидеть возникновение опасности для движения, причинную связь между действиями либо бездействием водителя по управлению транспортным средством и последствиями дорожно-транспортного происшествия. На основе использования технических данных и учета объективных закономерностей проводит исследование обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия для определения значений параметров и коэффициентов, характеризующих движение транспортных средств и других объектов (коэффициенты сцепления, замедления, сопротивления качению и т.д.), условий видимости и обзорности с места водителя в момент дорожно-транспортного происшествия (по данным о дорожной обстановке и результатам проведенного осмотра), обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке, перед дорожно-транспортным происшествием, которые способствовали или могли способствовать его возникновению.

Определяет техническую возможность предотвращения дорожно-транспортного происшествия не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по данным, полученным расчетным путем, в том числе по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из представленных материалов.

Обеспечивает научную обоснованность, полноту и доказательность проводимой автотехнической экспертизы, а также решение других вопросов, связанных с безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств (автомототранспорта, городского электротранспорта и иных самоходных механизмов).

На основе изучения отечественной и зарубежной специальной литературы, а также компьютерных баз данных проводит исследования и дает рекомендации по обоснованности исковых требований, правильности расчетов восстановительной стоимости ремонта транспортных средств, определению размера имущественного ущерба, причиненного в дорожно-транспортном происшествии. Выполняет работу по установлению предмета и цели проведения экспертизы, принадлежности прав собственника на объекты автотехнической экспертизы.

Анализирует информацию об объекте автотехнической экспертизы для проведения правовой экспертизы. Обосновывает формы и методы автотехнической экспертизы. Осуществляет деловые контакты, ведет переговоры с клиентами, в соответствии с установленным порядком оформляет заключаемые договоры, контролирует их выполнение. Консультирует клиентов по действующим правилам и требованиям нормативных правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при подготовке материалов, касающихся проведения автотехнической экспертизы.

Обеспечивает соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, а также правильность оформления документов, необходимых при осуществлении автотехнической экспертизы, составляет экспертное заключение, акты и установленную отчетность о проведенной работе. Соблюдает требования по обеспечению конфиденциальности информации, используемой в процессе экспертизы.

          Эксперт-автотехник должен знать:

нормативные, методические и другие материалы, касающиеся автотехнической экспертизы; формы и методы проведения автотехнической экспертизы;
организацию проведения работ по установлению стоимости объектов автотехнической экспертизы;
порядок установления конкурентообразующих факторов использования объектов автотехнической экспертизы;
таможенные правила; порядок заключения договоров купли-продажи объектов автотехнической экспертизы и регистрации переуступки прав собственности;
международные договоры и соглашения, регулирующие правовые вопросы, связанные с объектами автотехнической экспертизы;
конструкцию узлов и агрегатов автотехнических средств, принципы их работы, возможные повреждения и причины их возникновения;
особенности конструкций современных зарубежных транспортных средств и их дополнительного оборудования;
основы управляемости и устойчивости автомобилей;
особенности системы "Автомобиль - водитель - дорога - среда движения" в зависимости от оснащенности автотехнических средств;
Правила дорожного движения Российской Федерации;
систему управления транспортными потоками;
методы проведения расчетов, связанных с моделированием дорожных ситуаций, установлением длины тормозного и остановочного пути;
формы и методы оценки транспортных средств; основы экономики и бухгалтерского учета; этику делового общения;
правила проведения переговоров с клиентами;
передовой отечественный и зарубежный опыт в области автотехнической экспертизы и использования результатов автотехнической экспертизы;
правила и нормы по охране труда.

          Требования к квалификации специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) – 1 категории:

высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"? стаж работы по специальности не менее 9 лет. (Постановление Минтруда России от 21 января 2000 г. N 7).
 

1. 1. 2. Методические указания по установлению наличия и характера технических повреждений объекта судебной автотехнической экспертизы


          Наличие и характер технических повреждений объекта САТЭ определяется видом воздействий, их вызвавших, которые делятся на механические, тепловые и химические.

  •  Механические воздействия - обусловлены механическим взаимодействием объекта экспертизы с другими транспортными средствами или предметами, а также взрывами. К основным видам повреждений, обусловленных механическим воздействием, относятся царапина, выкрашивание, вмятина, задир, выдавливание, скол, отрыв, обрыв, срез, выбивание, выпадание, отслаивание, разрыв, прокол, пробой, складка, трещина, изменение расположения конструктивных элементов относительно друг друга (перекос, смещение, заедание, заклинивание, западание, биение, растяжение, скручивание, изгиб), полное разрушение.
     
  • Тепловые воздействия - обусловлены действием высоких температур на объект экспертизы вследствие пожара или взрыва. К основным видам повреждений, обусловленных тепловым воздействием, относятся вздутие, обгорание, оплавление, нагар, коробление.
     
  • Химические воздействия - обусловлены реакциями, происходящими под действием на объект экспертизы химически опасных веществ (грузов) или при взрывах. К основным видам повреждений, обусловленных химическим воздействием, относятся разъедание, вздутие, оплавление, отслаивание, нагар, коробление.


          По влиянию на работоспособность транспортного средства технические повреждения делятся на отказы и неисправности.

  • Отказ - потеря работоспособности транспортного средства вследствие недопустимого изменения его параметров или свойств.
     
  • Неисправность - характеризует состояние транспортного средства, при котором хотя бы один из его основных или дополнительных параметров не соответствует требованиям технической документации, как правило, без потери работоспособности транспортного средства.

          По степени проявления и возможности обнаружения технические повреждения делятся на обнаруживаемые органолептическими методами и скрытые.
          Для выявления скрытых повреждений применяют методы исследования технического состояния транспортного средства с применением средств технического диагностирования.

           Повреждения как источник информации о дорожно-транспортном происшествии можно подразделить на 3 группы.

          Первая группа - повреждения, образующиеся при взаимном внедрении двух или более транспортных средств в начальный момент взаимодействия. Это контактные деформации, изменение первоначальной формы отдельных деталей транспортных средств. Деформации занимают обычно значительную площадь и заметны при внешнем осмотре без применения технических средств. Наиболее распространенным случаем деформации является вмятина. Образуются вмятины в местах приложения усилий и, как правило, направлены внутрь детали (элемента).

          Вторая группа - это разрывы, разрезы, пробои, царапины. Они характеризуются сквозным разрушением поверхности и концентрацией следообразующей силы на незначительной площади.

          Третья группа повреждений - отпечатки, т.е. поверхностные отображения на следовоспринимающем участке поверхности одного транспортного средства выступающих деталей другого транспортного средства. Отпечатки представляют собой отслоения или наслоения вещества, которые могут быть взаимными: отслоение краски или иного вещества с одного объекта приводит к наслоению этого же вещества на другом.

        Повреждения первой и второй групп всегда объемные, повреждения третьей группы - поверхностные.
      
        Принято выделять также вторичные деформации, которые характеризуются отсутствием признаков непосредственного контактирования деталей и частей транспортных средств и являются следствием контактных деформаций.
        Детали изменяют свою форму под воздействием момента сил, возникающего в случае контактных деформаций по законам механики и сопротивления материалов. Такие деформации располагаются на удалении от места непосредственного контакта. Повреждение лонжерона (лонжеронов) легкового автомобиля могут привести к перекосу всего кузова, т.е. образованию вторичных деформаций, появление которых зависит от интенсивности, направления, места приложения и величины усилия в процессе дорожно-транспортного происшествия. Вторичные деформации нередко ошибочно принимаются за контактные. Чтобы избежать этого, при осмотре транспортных средств в первую очередь следует выявить следы контактных деформаций и только после этого можно правильно распознать и выделить вторичные деформации.

           Наиболее сложными повреждениями транспортного средства являются перекосы, характеризующиеся существенным изменением геометрических параметров каркаса кузова, кабины, платформы и коляски, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов и т.д.

           Основную долю технических повреждений транспортного средства составляют повреждения элементов кузова и оперения. Кузов и оперение легкового автомобиля включают следующие основные элементы: каркас кузова, капот, крышка багажника (дверь задка), боковые двери, крылья, детали декоративного оформления (панель облицовки радиатора, передний и задний бамперы, декоративные накладки и т.д.). Основными элементами кузова и оперения грузового автомобиля являются: рама, кабина, двери кабины, панель облицовки радиатора, капот, крылья, подножки, бортовая платформа (основание, борта, каркас тента) или платформа ковшеобразного типа и надрамник для самосвала.
          Основными элементами кузова и оперения автобуса являются: кузов (основание - каркас, панели пола, кожухи пола, передок - каркас и панели, боковина - каркас и панели; задок - каркас и панели, крыша - каркас и панели), передняя дверь, задняя дверь, дверь кабины водителя, капот, передние крылья, задние крылья, подножки.
           Повреждения элементов кузова и оперения характеризуются площадью повреждения, местом расположения повреждений, их линейными и объемными размерами (длина, ширина, глубина), формой, а также их координатами относительно неповрежденной части транспортного средства.
           По степени деформации повреждения элементов кузова и оперения, изготовленных из листового материала, разделяются на три группы. К первой группе относятся повреждения поверхности элемента, не вызвавшие изменение формы данного элемента (царапины, мелкие вмятины), ко второй - повреждения, вызвавшие плавную деформацию (без складок и заломов) элемента, к третьей группе - повреждения, вызвавшие сложную деформацию (складки, заломы) элемента.

          Повреждения шин транспортного средства подразделяются на проколы, пробои, разрезы, разрывы, "пневматические взрывы", разбортовку шины, отслоение протектора шины.
         При описании технических повреждений целесообразно использовать классификаторы повреждений транспортных средств, в частности, Единый классификатор неисправностей изделий автомобилестроения.

2. Исследование технического состояния транспортного средства 

 

2. 1 Общие положения

          Судебная экспертиза технического состояния транспортного средства (далее – СЭТСТС) назначается в случаях, когда при судебном рассмотрении гражданских дел и дел об административных правонарушениях возникает потребность в специальных знаниях в области технического состояния транспортных средств, в тоже время все чаще и чаще СЭТСТС, назначают при возникновении споров между потребителями и продавцами автотранспортных средств, при продаже последними автотранспортных средств ненадлежащего качества, либо выполнении ненадлежащего качества ремонтных работ. В этом случае необходимо учитывать, что основной целью при назначении СЭТСТС является выявление недостатков в транспортном средстве и определения  технического состояния транспортного средства.

 2. 1.1 Задачи решаемые СЭТСТС

           Применительно к задачам, стоящим перед экспертом автотехником, проверить техническое состояние транспортного средства - это значит определить в первую очередь работоспособность систем, влияющих на безопасность движения. К основным системам автомобилей, влияющим на безопасность движения, относятся тормозная, рулевое управление, освещение и сигнализация, трансмиссия, ходовая часть. Проведение инструментального контроля (диагностики) транспортного средства позволяет более точно и полно оценить его техническое состояние по условиям безопасности дорожного движения.
         В настоящее время в рамках СЭТСТС могут быть решены следующие задачи:

  • установление технического состояния транспортного средства;
  • выявление имеющихся недостатков в транспортном средстве;
  • установление момента возникновения недостатков в транспортном средстве;
  • установление причины возникновения недостатков в транспортном средстве.
 2. 1. 2 Вопросы для постановки перед СЭТСТС

         Для решения перечисленных задач при назначении СЭТСТС могут быть поставлены следующие вопросы:

  1. Каково техническое состояние транспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспортного средства?
  2. Определить наличие и причину возникновение недостатка (ов) (неисправностей) деталей и узлов в транспортном средстве?
  3. По каким причинам, и в какой момент возник, тот или иной недостаток (неисправность) в транспортном средстве?
  4. Установить по характеру недостатка исследуемого объекта, время и причину их возникновения?
  5. Находится ли событие ДТП, в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?
  6. Какие необходимо провести ремонтные работы для устранения недостатков в транспортном средстве?
  7. Имеются ли недостатки в транспортном средстве, если имеются, то являются ли они устранимыми?
  8. Вследствие чего произошел излом детали (узла): ненадлежащая эксплуатация, усталость метала? Дефект изготовления, неправильная эксплуатация иные причины?
  9. Какие обстоятельства, связанные с техническим со¬стоянием    транспортного    средства,    способствовали ДТП?
  10. Установить по характеру повреждений исследуемого объекта, время их возникновения до ДТП, в момент или после него?
  11. Находились ли нити накаливания электролампы, изъ¬ятой из фары транспортного средства, под напряжени¬ем в момент разрушения колбы (горела ли лампа)?
  12. Вследствие чего произошел излом: удар, усталость метала, дефект изготовления?                                                              

                                                         

2.1.3 Объекты СЭТСТС

          Объектами СЭТСТС являются транспортное средство, узлы, детали и механизмы транс¬портного средства.
Документы и вещественные доказательства, предоставляемые на исследование:

  • техническая документация на транспортное средство, акты осмотра (приема-передачи), транспортного средства;
  • акты выемки деталей, механизмов и узлов;
  • заказ-наряды на выполнение ремонтных работ, акты приема - передачи выполненных работ;
  • детали, механизмы и узлы, подлежащие исследованию;
  • транспортное средство.

2. 1. 4 Методические указания по исследованию маркировочных обозначений транспортных средств при идентификации объекта судебной автотехнической экспертизы


           Исследование маркировочных обозначений транспортных средств проводится для идентификации объекта САТЭ и его элементов с целью установления:

  • марки (модели, модификации) транспортного средства, внесения изменений в конструкцию транспортного средства, цвета окраски транспортного средства и соответствия установленных характеристик и параметров данным регистрационных и других документов, предъявляемых при проведении САТЭ, а также маркировочным данным;
  • наличия и подлинности государственных регистрационных знаков и соответствия их требованиям действующего законодательства и записям в регистрационных и других документах, предъявляемых при проведении САТЭ;
  • года выпуска транспортного средства;
  • основной и дополнительной маркировки транспортного средства (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение и т.п.) и соответствия ее данным регистрационных и других документов, предъявляемых при проведении САТЭ;
  • наличия признаков изменения маркировки транспортного средства;
  • принадлежности отдельных элементов (фрагментов) транспортных средств объекту САТЭ или конкретной марке (модели, модификации) транспортного средства.


           Идентификация объекта САТЭ включает в себя следующие методические этапы:

  • установление марки (модели, модификации) транспортного средства по его внешнему виду, фактическим конструктивным, функциональным и эксплуатационным характеристикам;
  • установление цвета транспортного средства;
  • проверка наличия регистрационных знаков и соответствия их требованиям действующего законодательства;
  • исследование маркировки транспортного средства и его элементов;
  • установление внесения изменений в конструкцию транспортного средства;
  • установление принадлежности отдельных элементов (фрагментов) транспортных средств конкретной марке (модели, модификации) транспортного средства и (или) объекту САТЭ;
  •  сверка (сопоставление) полученных результатов между собой и данными регистрационных и других документов, предъявляемых при проведении САТЭ, а также данными справочных материалов;
  • формулирование выводов САТЭ по результатам идентификации.

 

2. 2. Проведение идентификации объекта САТЭ основывается на следующих методических принципах и положениях, а также требованиях нормативно-правовых документов:

 

1.  Для установления марки (модели, модификации) объекта САТЭ используются руководства (инструкции) по эксплуатации транспортных средств, издаваемые предприятиями-изготовителями, а также иллюстрированные справочники (каталоги) транспортных средств.

2.  Цвет транспортного средства должен соответствовать цвету, указанному в его паспорте и регистрационных документах.

3.  В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 на механических транспортных средствах (кроме трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах государственные регистрационные знаки (далее - регистрационные знаки) соответствующего образца. Стандартом ГОСТ Р 50577-93 определены типы и основные размеры, а также технические требования к регистрационным знакам, устанавливаемым на транспортные средства. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 марта 2002 г. N 282 установлен перечень цифровых кодов субъектов Российской Федерации, применяемых на государственных регистрационных знаках. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2004 г. N 482 определен порядок установки и использования на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков.

4.  Для идентификации транспортного средства проводится проверка основной и дополнительной маркировки. Технические требования и содержание основной и дополнительной маркировок транспортных средств установлены стандартом ОСТ 37.001.269-96. В соответствии с ГОСТ 26828 транспортные средства, шасси и двигатели должны иметь товарный знак. Транспортные средства, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь знак соответствия по ГОСТ Р 50460, который устанавливает форму, размеры и технические требования к знаку соответствия, применяемому в Системе сертификации ГОСТ Р. Обязательным элементом маркировки транспортного средства является идентификационный номер (VIN), который в соответствии с международным стандартом ИСО 3779-83, определяющим его содержание и структуру, должен наноситься на неотъемлемой панели несущего кузова или лонжероне рамы. Международным стандартом ИСО 4030-83 установлены рекомендации по месту расположения и способу нанесения VIN. В связи с тем, что производители транспортных средств по-разному располагают VIN, для быстрого поиска и расшифровки VIN целесообразно использовать рекомендации справочника Auto-Ident (Eurotax).
Основная маркировка транспортных средств также (как правило) должна включать табличку, расположенную по возможности в передней части автомобиля и содержащую следующие данные: VIN; индекс (модель, модификация, исполнение) двигателя (при рабочем объеме 125 см3 и более); допустимая полная масса; допустимая полная масса автопоезда (для тягачей); допустимая масса, приходящаяся на каждую ось (оси) тележек, начиная с передней оси; допустимая масса, приходящаяся на седельно-сцепное устройство.
Основная маркировка составных частей объекта САТЭ производится следующим образом:

 

  • двигатели внутреннего сгорания, а также шасси и кабины грузовых автомобилей, кузова легковых автомобилей и блоки двигателей должны иметь маркировку - идентификационный номер составной части;
  • идентификационный номер основной маркировки должен наноситься на поверхность, имеющую следы механической обработки, предусмотренной технологическим процессом;
  • таблички должны соответствовать требованиям ГОСТ 12969, ГОСТ 12970, ГОСТ 12971 и крепиться на изделии с помощью, как правило, неразъемного соединения.


Дополнительная маркировка транспортных средств является рекомендуемой и осуществляется как производителями транспортных средств, так и специализированными предприятиями. Дополнительная маркировка транспортных средств предусматривает нанесение на него идентификационных данных, видимых и невидимых глазом (видимая и невидимая маркировка). Видимая маркировка наносится, как правило, на наружную поверхность стекла ветрового окна, стекла окна задка, стекол окон боковин (подвижных), фар и задних фонарей.
Невидимая маркировка наносится, как правило, на обивку крыши, обивку спинки сиденья водителя, поверхность корпуса переключателя указателей поворота и становится видимой в свете ультрафиолетовых лучей. При выполнении маркировки не должна быть нарушена структура материала, на который она наносится.
При исследовании маркировки следует учитывать, что в соответствии с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России" для транспортных средств, имеющих признаки изменения нанесенной на них маркировки вследствие естественного износа, коррозии, в графах "Особые отметки" паспорта транспортного средства (кроме случаев зарегистрированных изменений), свидетельства о регистрации транспортного средства, реестра регистрации транспортных средств, карточки учета транспортного средства делаются записи: "Номер VIN (кузова, двигателя, шасси, рамы) изменен".
На внутреннюю сторону свидетельства о регистрации, а также в графы "Особые отметки" паспорта транспортного средства (кроме случаев зарегистрированных изменений) и карточки учета транспортного средства вклеиваются изготовленные экспертно-криминалистическими подразделениями фотографии места измененной маркировки размером 50 x 15 мм. Записи, вносимые в свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства, а также фотографии заверяются подписью должностного лица и печатью регистрационного подразделения.

5. Особенности конструкции объекта САТЭ могут также определяться внесением изменений в конструкцию транспортного средства конкретной марки (модели, модификации). Порядок внесения изменений в конструкцию транспортного средства и их правовое закрепление регламентированы Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 1240, в соответствии с которым под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования. Приказом установлено, что на изменение конструкции транспортного средства необходимо в ГИБДД получить "Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности".

          При установлении внесения изменений в конструкцию объекта САТЭ должны также учитываться требования нормативно - правовых актов по:

  • размещению рекламы на наружные поверхности транспортных средств (Приказ МВД России от 7 июля 1998 г. N 410);
  • нанесению цветографических схем, опознавательных знаков и надписей на наружные поверхности транспортного средства (ГОСТ Р 50574-93);
  • оборудованию транспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами (Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 482);
  • оборудованию транспортных средств радиоэлектронными средствами (высокочастотными устройствами) (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 868);
  • комплектованию предметами дополнительного оборудования, без которых эксплуатация транспортных средств запрещена ("Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", "Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации").


6.  В соответствии с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России" замена базовых агрегатов и внесение изменений в конструкцию транспортного средства в регистрационных и учетных документах оформляются следующим образом:

  • в случае замены кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля, в том числе на другую модель (модификацию), год выпуска транспортного средства не изменяется;
  • в графе "Марка, модель" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортных средств указывается марка (модель) установленного кузова (кабины), а в графе "Особые отметки" делается отметка: "Замена кузова (кабины)" с указанием даты соответствующего изменения;
  • в паспорте транспортного средства все сведения об измененных номерах агрегатов и модели (модификации) транспортного средства, а также дата изменения указываются в графе "Особые отметки";
  • изменение регистрационных данных, связанное с внесением изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, производится на основании "Свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности", выданного ГИБДД.

 

2. 3 Рекомендации по расшифровке VIN


          Структура и содержание VIN определены международным стандартом ISO 3779-1983. Стандарт распространяется на автомобили, прицепы, мотоциклы и мопеды. VIN состоит из 17 знаков. За исключением последних четырех позиций, VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Используются только следующие цифры и буквы:
1234567890 ABCDEFGHJKLMNPRSTUVWXYZ
Буквы I, O, Q не используются.
Для отделения друг от друга составных частей VIN изготовители вправе использовать разделительные знаки при условии, что последние не входят в число приведенных выше цифр и букв. В документы VIN вносится без каких бы то ни было промежутков.
Например:

JMBLNC14VKN400001.
Расшифровка производится VIN слева направо:
17 знаков образуют три раздела:
JMB - международный код изготовителя (WMI): первые 3 знака;
LNC14V - описательная часть (VDS): с четвертого по девятый - 6 знаков;
KN400001 - указательная часть (VIS): последние 8 знаков.
Поскольку практически каждый изготовитель имеет уникальную систему кодирования информации в VIN, то единого алгоритма расшифровки VIN не существует. По мере расшифровки применяется тот или иной способ декодирования, связанный, как правило, с определенным изготовителем. Задача автоматизации расшифровки VIN усложняется в силу того, что изготовители могут вводить дополнительные знаки, заполняя резервные позиции, или другим образом изменить способ кодирования.
Расшифровка раздела WMI проводится следующим образом. Раздел WMI состоит всегда из трех знаков. Первый знак, как правило, означает географическую зону, второй и третий - страну в пределах этой зоны, определенного производителя, тип автомобиля, может быть указание на исполнение рулевого управления.
Например:

                                J M B
                             /      |     \
                             |      |      |
                             |      |      |
                             |      |      |
                             |      |      |
                   Япония      |     Европейское исполнение
                                    |     с левым рулем
                             Mitsubishi

Расшифровка раздела VDS проводится следующим образом. Второй раздел VIN состоит из 6 знаков. Последовательность расположения знаков и смысл, вкладываемый в них, определяет сам производитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.
После определения географической зоны и изготовителя для дальнейшей расшифровки VIN следует применить способ декодирования, присущий конкретному изготовителю, в данном случае Mitsubishi.
Например:

                            L N C14 V
                              /   /   
                             /   /     
                            /   /       
                           /   /       /
                          /  КПП 5-скор. Модификация -
                         /    механ.        фургон
                 Тип кузова -             /
                  5-дверный              Тип -
                   хэтчбэк            Colt-Lancer

В периодических справочных изданиях приводится подробная расшифровка структуры раздела VDI и составляющих его знаков только по тем изготовителям, которые придерживаются постоянной системы кодирования VIN.
Расшифровка раздела VIS производится следующим образом. Последние 4 знака обязательно должны быть цифрами. В большинстве своем производители включают в VIS (10-я позиция VIN) знак, указывающий год выпуска транспортного средства. Существует общепринятая система обозначений года выпуска, которая приведена в таблице:

Обозначение года выпуска в VIN

Год Знак Год Знак Год Знак Год Знак
1971 1 1981 B 1991 M 2001 1
1972 2 1982 C 1992 N 2002 2
1973 3 1983 D 1993 P 2003 3
1974 4 1984 E 1994 R 2004 4
1975 5 1985 F 1995 S 2005 5
1976 6 1986 G 1996 T 2006 6
1977 7 1987 H 1997 V 2007 7
1978 8 1988 J 1998 W 2008 8
1979 9 1989 K 1999 X 2009 9
1980 A 1990 L 2000 Y 2010 A

 

Однако изготовители не обязаны как указывать год выпуска, так и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них. Указанный в VIS год выпуска, как правило, является "модельным годом" и может не совпадать с фактическим годом выпуска. Как правило, точную дату выпуска возможно установить, только обратившись к базе данных завода-изготовителя.
Примеры расшифровки кода VIN (курсивом выделены особенности VIN):

1.WDB1240301A000001
WDB - "Германия, изготовитель Даймлер Бенц";
124 - код серии "W124";
030 - тип двигателя, первая цифра "0" - бензиновый;
1 - расположение рулевой колонки "левое";
A - сборочный завод "Зиндель финген/ФРГ";
000001 - номер изделия "000001".
Отсутствует указание года выпуска в явном виде.

2. WOL000058N2100098
WOL - Германия, изготовитель "Адам Опель";
0000 - свободные позиции, могут быть заняты в будущем;
58 - код модели "Опель/Vauxhall"
N - год выпуска 1992;
2 - сборочный завод "Бохум/ФРГ";
100098 - номер изделия "100098".

3. JF1GC5AROEB002001
J - Япония;
F - "Фуджи Хэви Индастриес" и "Субару";
1 - модификация;
G - тип автомобиля;
C - тип кузова;
5 - код двигателя;
A - год смены модели;
R - исполнение рулевого управления - правое;
0 - свободная позиция;
E - способ приготовления рабочей смеси - впрыск;
B - код КПП;
002001 - текущий номер изделия.

 

В следующем номере будет опубликована информация в отношении строительно-технической экспертизы.


ООО «Региональный центр судебной экспертизы» - проводит автотехнические экспертизы любой сложности. 
Тел. для справок: 296-92-51.

5 марта 2011 г.


Поиск