Походы Руси на Царьград

Первый поход в 860 году. 

Все мы из истории знаем, о походах Руси против Византии в 860 и 907 годах, более известных как походы на Царьград. Кто был инициатором этих походов, а также их участником попробуем разобраться с помощью первоисточников.  Сведения об этих  военных походах известны по византийским, европейским и древнерусским источникам.

В «Повести временных лет» сообщается:

«Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде...
...В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Чёрной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой...».

        Патриарх Фотий говорит о жестокостях, совершаемых русами:

«...Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб — о горе! — скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга...».

            Набег флота русов затронул не только Константинополь, но и окрестные места, в частности Принцевы острова в Мраморном море. Опальный константинопольский патриарх Игнатий, находясь в ссылке на одном из островов, едва избежал гибели и вот как он описывает эти события:

«...В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту придя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия [Константинополя] острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами...».

О том, что в походе 860 г., принимали участие норманны (варяги). Пишет и итальянский историк Флавио Бьондо. В сообщении о набеге норманнов на Константинополь в 860 году он отметил, что «...норманны после того вернулись в Британское море (Britannicum mare)...».

      О норманнах в этом походе говорит и  Иоанн Диакон, посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники»,  «В это время народ норманнов [Normannorum gentes] на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est]».

         Хотелось обратить внимание на тот факт, что появление кораблей с русами, было совершенно неожиданно для жителей Константинополя. Известно, что византийцы использовали передовые для того времени способы оповещения об опасности, вроде цепочки световых маяков, но со стороны Чёрного моря нападения не ждали. Высадившиеся воины начали грабить с вечера и всю ночь пригороды Константинополя, захватывать разбегающихся в панике людей. Положение осложнялось тем, что в это время Михаил III (император Византии) увёл на войну с арабами почти весь гарнизон Константинополя. Византийский флот, также не оказавший сопротивления русам, в это время практически в полном составе сражался с арабами и норманнами в Эгейском и Средиземном морях.

 

Второй поход в 907 году. 

 

                В 907 году, был второй поход Руси на Византию, в истории его еще называют как легендарный поход новгородского князя Олега на Константинополь. Широко известен по фразе: «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда». Однако данный поход почему-то не упомянут ни в одном византийском или ином источнике, кроме древнерусских летописей. Многие историки утверждают, что в результате этого похода,  был заключён новый русско-византийский договор 911 года,  достоверность которого под сомнение не ставится никем.

 «Повесть временных лет», начинает рассказ о походе на Царьград с перечисления славянских и финно-угорских народов и племён, которых Олег привлёк к походу:

«В год 6415 (907). Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“. И с этими всеми пошёл Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришёл к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги».

Согласно летописи, часть войска двигалось по берегу на конях, другая по морю на 2 тысячах кораблях, каждый из которых вмещал по 40 человек. Однако текст Новгородской летописи младшего извода, который по предположению историка Шахматова содержит в изначальном виде часть самой ранней несохранившейся летописи (Начальный свод), не говорит о 2 тысячах кораблей, но о 100 или 200 кораблей («И заповЂда Олегъ дань даяти на 100, 200 корабль…»). Историки избегают трактовки неясной фразы начального летописца XI века, но из неё легко выводится цифра в 2000 кораблей более поздним автором «Повести временных лет» (ПВЛ). В остальном автор ПВЛ следует рассказу Начального свода с более точным указанием дат. Круглая цифра в 200 кораблей могла быть взята из рассказа о более раннем набеге руси на Царьград в 860 году.

Затем в описании похода начинаются легенды. Олег поставил свои корабли на колёса и при попутном ветре двинулся по полю к Константинополю. Испуганные греки запросили мира, вынесли отравленное вино и пищу, которые Олег не принял. Тогда греки согласились на условия Олега: заплатить по 12 гривен каждому воину, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов. Новгород не вошёл в список городов. По ПВЛ дань указана также в 12 гривен «на уключину», что оставляет без вознаграждения конных участников похода.

           Помимо разовых выплат, на Византию была наложена постоянная дань и заключён договор, регулирующий пребывание и торговлю русских купцов в Византии. После взаимных клятв Олег повесил в знак победы щит на воротах Царьграда, затем приказал грекам сшить паруса: для руси из паволок (златотканый шёлк), славянам из коприны (простой шёлк). «И сказал Олег: „ишийте пре(паруса) паволочити (плотного расшитого шёлка)Руси, а Словъномъ кропиинныя (дешёвый шёлк)“…». Что говорит о подчинённом положении славян «Словънъ», в этом походе. Согласно летописи, по возвращении в Киев с богатой добычей народ прозвал Олега Вещим.

Некоторая аналогия с парусами из драгоценных тканей прослеживается в скандинавской саге о будущем норвежском короле Олафе Трюггвасоне, записанной монахом Оддом в конце XII века. Олаф служил у князя Владимира в 980-х годах и совершил поход в Византию, согласно саге для крещения. Один из его военных набегов описывается так: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды [Русь]; они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

В русско-византийском торговом договоре 911 года перечислены имена 15 послов от рода русского: «Мы от рода русского: Карлы, Инегелд, Фарлоф, Вельмоуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фаслав, Рюар, Актевоу, Труян, Лидул, Фаст, Стемид иже посланы от Олга великого князя Русского…». Большинство имён имеют признанную скандинавскую этимологию, при этом Повесть Временных Лет повествует о том, что первый договор Олега между Византией и Русью закрепляется клятвами, которые опираются на славянские имена языческих божеств, а не скандинавские: «а Олега водиша и мужий его на роту; по Рускому закону кляшася оружьемь своимъ, и Перуном богомъ своим, и Волосомъ скотьимъ богомъ и утвердиша миръ».

            И только в следующем русско-византийском договоре 944 года среди имён послов появляются привычные нам славянские имена и та же клятва «по-закону русскому», что и в предыдущем договоре Олега, именем славянского бога Перуна и Велеса. В походе на Византию в 944 году русь упоминается отдельно от имени варяг, словен ильменских, полян и кривичей: «В лъто 6452 (944) Игорь совокупи воя многы: Варягы, и Русь, и Поляны, и Словъны, и Кривичи, и Печенъгы». После этого всегда только, как название государства и его населения. Варяжская дружина ещё продолжает упоминаться вплоть до правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

            Откуда пришли варяги-русь — «Повесть временных лет» не уточняет, сообщает только, что «из-за моря».

 

Эпилог

Судя по летописям можно придти, к однозначному выводу, что основной  костяк дружины Аскольда и Дира, возглавлявших поход на Константинополь в 860 году и Олега возглавлявшего поход в 907 году, составляли их земляки - варяги (норманны). С которыми Рюрик пришел править славянскими и финно-угорскими племенами. При этом, упоминание о русах, как я описывал в предыдущей статье о Рюрике, это всего лишь название его рода. Да и само описание похода, говорит не о славянской стратегии и тактике ведения боя, а о боевой стратегии и тактики викингов-варягов. Именно таким образом на протяжении 9-11 веков, викинги совершали свои дерзкие нападения, на все прибрежные города, стран Европы и Средиземноморья. И именно кровожадность викингов, была их отличительной чертой, позволявшая им одерживать победы над противником. Отсюда вывод, не было бы Рюрика с его родом Русь, пришедшим править нашими предками, не было бы и походов Руси на Царьград. Так как славянские и финно-угорские племена, занимались исконно мирным промыслом (земледелие, добыча пушнины, сбор грибов и ягод и т.д.) и о дальних завоевательных походах, даже не помышляли.

Царьграддревнерусское название Константинополя. 

5 мая 2016 г.

Данила Багров

Поиск