Беды России или кому на Руси жить хорошо

Дураки и дороги

Всем известно выражение, приписываемое Карамзину: «В России две беды - дураки и дороги.», но читая историю или российских классиков и наблюдая за жизнью вокруг понимаешь, что бед в России намного больше, чем определено классиком. Самая большая беда России, которая была вчера, есть сегодня, и будет завтра, по моему мнению, это коррупция.
Вторая беда по значимости это действительно дураки. И именно из-за дураков и коррупции в России происходят остальные беды. Плохие дороги в России потому, что коррумпированные чиновники, отвечающие за их качество, еще на стадии их проектирования максимально возможное количество денег банально разворовывают. А отсюда и самый низкокачественный материал, используемый для дорожного покрытия и самые отсталые технологии при производстве этих работ. Из-за коррупции в нашей стране практически ни один закон нормально не работает. В результате чего законопослушные граждане и предприниматели заведомо всегда в «проигрыше», а «жулики» всегда в «шоколаде».
Из-за коррупции в нашей стране растет употребление наркотиков, так как никто должным образом не борется с «наркобаронами». На все, на что способен наш «комитет по наркоконтролю» - это забить тюрьмы «неплатежеспособными» наркоманами. Почему неплатежеспособными, спросит читатель. Да потому, что платежеспособный наркоман нужен на свободе. Так как именно на его деньгах держится вся эта коррумпированная пирамида под названием «наркомафия».

 Из-за коррупции у нас все меньше и меньше грамотных специалистов остается работать во все сферах экономики и власти, в том числе и судебной. Потому что, за взятки, а не за знания получают сейчас у нас в ВУЗах оценки и дипломы. А потом также за взятки получают «доходные» места чиновников. В итоге действительно умному и грамотному молодому человеку не имеющему «больших» денег, все труднее и труднее в нашей стране получать высшее образование, а затем достойную и высокооплачиваемую работу. Поэтому когда страна, наводнена «дураками с дипломами», к тому же пораженными коррупцией в стране происходит то, что происходит, а именно полнейшая бесхозяйственность, безответственность, безнаказанность и безалаберность, то есть четыре «Б», после которых наступает только полная «Ж…».
Но ведь коррупция у нас появилась не сегодня и не вчера, а в России она давно. Уже в девятнадцатом веке ее пытались высмеивать в литературе, вспомним хотя бы Н.В. Гоголя с его незабвенным «Ревизором»: «…Вот! смотрите, как одурачен городничий... Мало того, что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит, вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.. Эх, вы...». И как видно из текста комедии, «городничие – казнокрады», в то время все таки, боялись стать героями скандальных публикаций. В наше время, когда казнокрадство увеличилось в разы, уже никто ничего не боится, тем более разоблачительных публикаций в СМИ.
Это то и наводит на мысль, что сейчас коррупция в России пронзила все общество снизу доверху и поэтому стала непобедимой.
 

Снова пьют здесь, дерутся и плачут

 Одна из больших бед России, которую также не упоминает Карамзин, это пьянство. О пьянстве писали многие классики, например С.А. Есенин в стихах:

«Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники желтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.

И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином.

Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
ад пропащею этой гульбой.

Ах, сегодня так весело россам,
Самогонного спирта - река.
Гармонист с провалившимся носом
Им про Волгу поет и про Чека….»
,

а И.С. Тургенев в прозе: «…Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика…Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой… По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь.
Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьет». …Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придет великая печаль…».

И как мы видим из содержания стихов и прозы, на Руси «простые люди» пили и пьют от безысходности. Что в корне отличает нас от европейской или американской культуры пития, где в большинстве своем пьют для удовольствия.

 

Умом Россию не понять

 У Фёдора Тютчева есть хорошее четверостишие, написанное 28 ноября:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить...

 Кто - то считает, что это стихотворение характеризует менталитет русских акцентируя внимание на определённом иррационально поведении у русских. Этаком элементе литературного образа «загадочной русской души», носящего романтический характер. А кто-то сравнивает его с высказыванием Бисмарка, «Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью». Так, что же больше в русской душе «романтичности и загадочности» или «непредсказуемой глупости» часто выливающейся в «непредсказуемую агрессию»? На этот вопрос вам не ответит ни один русский и тем более ни один, так называемый «знаток» русской души. Именно поэтому загадка и непредсказуемость русских одновременно является нашим преимуществом и нашей бедой. Потому, что от «непредсказуемой глупости» страдают не только наши враги, но также и наши друзья, а в большинстве своем мы сами.

 

 Кому на Руси жить хорошо?

 Вот и подошел я к теме, которая вместе с бедами вынесена в заглавие статьи. И первое, что сразу вспоминается это следующие строки из одноименного рассказа И.С. Тургенева. «Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живется весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь…».
И, несмотря на то, что свой рассказ И.С. Тургенев написал во второй половине 19 века, актуальности своей он не потерял и в начале 21 века. Сегодня потомки тех семерых мужиков так же задаются вопросом:Кому на Руси жить хорошо? И в отличие от своих предков, сами на него и отвечают. В современной России хорошо живется, уж точно не им и их детям. Потому что они, как и их предки сто пятьдесят лет назад, кроме «ярма» на шее в виде разного рода «дармоедов», ничего не имеют хотя, как и их предки «до смерти работают». Зато для жуликов, коррупционеров и бездельников Россия это рай на земле. И именно поэтому только им в любые времена живется в России хорошо и вольготно.

 

Ты, Рассея моя... Рас... сея... Азиатская сторона!

Хотелось бы поговорить еще об одной беде России, это о безалаберности и лени. Откуда эти качества появились у русских в таких масштабах. Ведь все мы из истории знаем, что славянские племена всегда славились земледельцами, ремесленниками и воинами. В славянских общинах все кроме стариков всегда работали. Но в 14-16 веках, стало все меняться в худшую сторону. Именно с этого времени на Руси среди населения стала с арифметической прогрессией расти лень и безалаберность. Кто в этом виноват?
Многие историки считают, что на менталитет русских большое влияние оказало монголо-татарское иго, которое на Руси просуществовало без малого 243 года, с 1237 года по 1480 год, а не 1380 год как многие думают. Так как после Куликовской битвы, когда хан Тохтамыш в 1382 году почти полностью сжег Москву, Русь еще почти сто лет платила дань Золотой Орде и была под ее игом. Но влияние на русских оказал, не сам факт монголо-татарского ига, а то, что практически в каждом селение в котором находился монгольский сборщик дани. Он имел право «первой ночи», кстати, это право потом сохранилось за помещиками вплоть до отмены крепостного права в России. То есть получается, каждый первенец на Руси в течение 243 лет рождался с примесью азиатской крови. А если учесть, сколько русских женщин «монголо-татары» «перепортили» во время нашествий и сколько было угнано в «полон». То можно себе представить сколько «потомков» Чингисхана появилось на Руси к шестнадцатому веку, времени, когда Русское государство скинуло это ярмо окончательно. А так как армия монголо – татар состояла исключительно из кочевых племен, подмятых под себя монгольскими племенами Чингисхана. Сразу становится понятно, откуда начиняя с 14- 16 веков на Руси стало появляться столько «бездельников», сказывалась «впрыснутая» в потомков земледельцев и ремесленников кровь кочевников. Ведь все мы знаем, что труд кочевника не требует больших усилий ни физических, ни умственных. Главное, что бы было хорошее пастбище, для выгула скота. А пока скот пасется, можно в юрте за медленными беседами не торопясь с удовольствием пить кумыс. Может быть, поэтому некоторые кочевые племена, до сих пор не торопясь пасут скот и пьют кумыс в юрте, так же как это делали их предки 700 лет назад. А их соседи в это время, тоже азиаты, но не кочевники, уже давно разрабатывают передовые технологии и двигают прогресс во всем мире.
Может быть, именно эта кочевая составляющая, в нашем народе и тормозит прогресс в российской науке и технике. Потому, что кочевникам в силу их ментальности не нужен ни прогресс, ни техника.
А насчет азиатской России, очень хорошо сказал С.А. Есенин в следующих строках:

«…Что-то злое во взорах безумных,
Непокорное в громких речах.
Жалко им тех дурашливых, юных,
Что сгубили свою жизнь сгоряча.

… Нет! таких не подмять, не рассеять.
Бесшабашность им гнилью дана.
Ты, Рассея моя... Рас... сея... Азиатская сторона!...»

… «…А я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия опочила на куполах…»

 

Русь, куда же несёшься ты?

Ещё в середине XIX столетия Н. В. Гоголь задался вопросом, «…Куда ты, Русь, бойкая необгонимая тройка, несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстаёт и остаётся позади... Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа... Русь-тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке - прохиндей, шулер...» Также задумывался о судьбе России в своих произведениях и И.С. Тургенев,«…Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждет, что в ней еще скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовет на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь…».
Но никто до сих пор не дал на этот вопрос ответ, хотя ответ этот нужен, сегодня нам, оказавшимся в начале XXI века в глубоком духовном и идеологическом кризисе. Как верно сказал по этому поводу Святейший Патриарх Кирилл, «Мы никогда не поймем, куда нам идти дальше, пока не уясним, как мы здесь оказались».
 Поэтому если Россия и дальше будет нестись, бездумно не разбирая дороги и не думая о последствиях, да еще и в одной тройке с «прохиндеями и шулерами». То в итоге мы действительно можем оказаться не там, где планировали быть в начале пути.А если Россия мчится вперед со всей своей «несокрушимой силой», вообще не планируя конечного пункта назначения, то это становится опасным вдвойне как для государства, так и для гражданского общества.
 

Страна рабов, страна господ

 Все мы помним строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова, «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ,…».  Несмотря на то, что эти строки написаны чуть меньше, чем двести лет назад. Своей актуальности они не потеряли и сегодня. Действительно если весь цивилизованный мир уже около 50 лет живет в условиях демократии с развитым гражданским обществом. То на постсоветском пространстве живут люди с менталитетом «рабов и господ». Почему так происходит, что при всех провозглашенных в нашей стране общечеловеческих ценностях, у нас единицы кого можно действительно назвать «свободным гражданином в свободной стране». Более того эти «свободные граждане» в своей стране чувствуют себя «белыми воронами».
 А все потому, что они не желают жить по принципу«ты начальник, я дурак, я начальник ты дурак»,а хотят жить по законам и чтобы эти законы действительно работали и исполнялись. Но самое, что удивительно в нашей стране, действительно вчерашний «раб» ставший «господином» начинает просто издеваться над вчерашними собратьями по «рабской доле». А как только вдруг какой-то, «господин» вылетает из «обоймы повелителей»и вновь становится обычным «рабом», то он спокойно продолжает жить уже в роли «раба». То есть он даже и не мыслит, что можно жить в обществе, где нет «рабов и господ» и все равны друг перед другом и перед законом. И это состояние души подавляющего большинства граждан России, которое никоим образом, не зависит от формы управления государством.
 Отсюда вывод, что в России в ближайшие 50-100 лет навряд ли, что изменится с точки зрения становления гражданского общества, видно сказывается в россиянах кровь «кочевников» терзавших ее почти 300 лет. Поэтому год от года и растет поток молодых и мыслящих граждан, эмигрирующих из России. В основной своей массе эмигрирующие граждане уже сейчас хотят жить в том государстве, где главенствует закон и общество, а не ждать когда это счастливое время наступит в России, если оно вообще наступит. Вот поэтому и складывается ситуация, когда молодые и умные Россияне, уезжая из России, просто вынуждены говорить словами поэта: «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ,…».

3 июня 2011 г.

Данила Багров

Поиск