Православная Пасха

Светлое Христово воскресение, светлый праздник, Светлое воскресение – так называют православный праздник Пасхи, праздник жизни, в этом году выпал в России на 12 апреля. Об истории появления этого праздника, а также о том как его празднуют в других православных странах мы поговорим ниже. 
 

История празднования православной Пасхи

Празднованию православной  Пасхи, Светлого Христова воскресения предшествует длительный пост – 7 недель. Самой ответственной считается последняя неделя Великого Поста – называемая страстной неделей. На этой неделе всем верующим вновь предстоит почувствовать всем сердцем те великие страдания, которые принял Христос в последние дни своей жизни.

    Страстной четверг – день принятия таинства, духовного очищения.

По преданию, в четверг, в день Тайной вечери, он был предан Иудой Искариотом, заключен под стражу и казнен по приговору правителя Иудеи Понтия Пилата.

После Тайной Вечери, в четверг, Иисус со своими учениками пошел молиться в Гефсиманский сад, где, оставив своих учеников, один молится перед  страданиями и крестной смертью.

    Страстная пятница – страдания Иисуса. В пятницу Христос принял крестные муки и к вечеру был погребен.  Этот день – день напоминания о тех муках, которые принял Иисус  Христос, день великой скорби. В этот день не положено готовить и кушать пищу.

Иосиф  Аримафейский, попросив у Пилата разрешение на погребение тела Христа, вместе с учеником Иисуса  Никодимом,  обвивает тело Христа плащаницей, пропитанной благовониями, и хоронит  в вырубленной в скале гробницы.  При погребении Христа присутствовали Мария Магдалина и «другая Мария».

    Страстная суббота – день печали, ожидание Христова Воскресения.  В субботу вспоминают о погребении Христа. В церквах  выносят  плащаницу.

    И воскресение – Светлое Христово Воскресение. По преданию, в этот день ко гробу Христа идут Жены-Мироносицы. Сошедший перед ними ангел отваливает камень, закрывающий  вход  в гробницу. Происходит землетрясение, которое  повергает в страх стражу, охранявшую вход.  Ангел говорит женам, что Христос воскрес.
 

Традиции празднования Пасхи на Руси

Пасхальные яйца

Начиная со Светлого Воскресения, в течение сорока дней все верующие приветствуют друг друга словами «Христос  Воскрес», а в ответ говорят «Во истину Воскрес».  В этих словах заключается сущность веры, вся полнота вечной радости и блаженства.

Приветствуя друг друга такими словами, верующие уподобляются ученикам Христа, которые по воскресении его, говорили, что Иисус Христос истинно воскрес.

С этим приветствием  соединен и обычай целоваться. Это древнее знамение примирения и любви, которое идет еще от апостольских времен.

Обычай красить на Пасху яйца по преданию произошел от Марии Магдалины. Легенда гласит, что она после воскрешения Господа и Вознесении Господнем пришла в Рим к императору Тиверию, проповедуя Воскресение Господне,  и преподнесла в дар яйцо. На что император ответил, что он скорее поверит, что яйцо станет красным, чем в воскрешение  из мертвых. И яйцо в этот момент в присутствии императора стало красным. И следуя этому обычаю, мы дарим на Пасху раскрашенные яйца, подтверждая истинность и достоверность Великого Евангельского  события.

В православной традиции яйцо символизирует воскрешение: как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново зарождается через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения человеческого рода. Но в то же время – это цвет пролитой на кресте крови Иисуса, которую он пролил за искупление грехов наших.

Другая пасхальная традиция – печь куличи. Пекут куличи из сдобного дрожжевого теста, празднично и ярко украшая. Это символ животворящей силы и Божественной премудрости, которую вложил в наши души Господь. Наши предки считали, что если кулич удался, то в семье будет все благополучно.

Праздник  Светлой Пасхи длится  всю светлую неделю, стол остается накрытым и угощают  всех, кто не может  или не имеет  возможности это сделать самостоятельно по какой либо причине. По традиции  на Светлую  седьмицу  навещают больных, привечают нищих и убогих.  Навещают родных, близких, знакомых, друзей. Обмениваются  крашеными яйцами и подарками.

Богослужения на этой неделе проходят  при открытых царских вратах в знак того, что Воскресением  Христовом для человеческого рода вновь открыты двери рая.
 

Традиции празднования Пасхи в Греции

Православная Пасха - самый важный религиозный праздник в Греции.   В Греции церковь не отделена от государства, поэтому праздник Пасхи является еще и государственным праздником и отмечается особо торжественно.

   В Греции, как и во всем православном мире, Пасха – праздник праздников, возвещающей победу жизни над смертью и таинство вечной жизни. Празднуют ее всецерковно и всенародно, это любимый религиозный и семейный праздник. В Греции православие является государственной религией, и церковь не отделена от государства. Более 90% населения – православные христиане. Поэтому праздник Пасхи является государственным и поистине всеобщим. На Страстной неделе греки обязательно всю неделю ходят в церковь. Все храмы в стране в эти дни переполнены.
 
 Архимандрит Греческой Православной Церкви Игнатий Сотириадис отмечает, что в православии большое значение придается посту. Эта традиция практически утрачена на Западе. Самоограничение понуждает к более уверенному следованию Христу. Еще одной особенностью православной Пасхи является исключительное богатство и своеобразие пасхальной иконографии в Православии, в центре которой – образ Воскресения, с изображением нисхождения Христа в ад – для освобождения человечества.  

      Кстати, небезынтересно знать, что традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше - в Великую Субботу. Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие в ад»
На Страстной неделе («Мэгали Евдомада») каждая хозяйка начинает приготовления к святому празднику в своем доме. В эти дни убирают и украшают весь дом. Во время Великого поста греки пекут лагана – пресный хлеб, а в Великий Вторник пекут сладкое печенье – «кулураки». В Великий Четверг красят яйца, преимущественно в красный цвет, пекут пасхальные пироги, в субботу готовят традиционный суп «магирица». В этот период греки делают покупки и подарки крестникам, родственникам.
 
    За два дня до  Пасхи  жизнь в городах замирает. Закрыты все госучреждения, приспущены государственные флаги. В Великую Пятницу по улицам города совершают крестный ход с украшенной лепестками роз Плащаницей. В этот день грехом считается работать с молотком и гвоздями – в память о пригвожденном ко кресту Спасителе. На трапезе едят только суп с кунжутом и чечевицу с уксусом.  


Специальным авиарейсом в Великую Субботу доставляют из храма Гроба Господня в Иерусалиме Благодатный огонь, которому по традиции  оказывается государственная встреча – с почетным караулом и торжественным провозом по улицам столицы  Греции  в ее кафедральный собор Преображения Господня в Афинах, откуда его развозят в фонариках по всей Греции. Вечером  Великой Субботы совершается торжественная пасхальная служба, во время которой в полной темноте все зажигают свои свечи от единственной горящей свечи и разносят огонь по всему храму.
      В Пасхальную субботу люди собираются в церкви. Их умиротворенные лица освещает пламя свечей, которые они держат в руках. В ночи разносятся духовные песнопения, и мерцают тысячи огоньков. И вот в полночь, когда раздается торжественное провозглашение: «Христос воскрес!», в небо взлетают сотни воздушных шаров, которые взрослые и дети старательно клеили из бумаги.
 Самое главное – не упустить тот момент, когда священник произнесет заветные слова. К этому времени воздух в бумажных шарах должен прогреться, чтобы они могли подняться ввысь.
 
Зрелище продолжается примерно полчаса, пока шары не сгорят, или их не унесет ветром. Зрители внизу внимательно следят за тем, что происходит с творениями их рук. Еще бы, ведь между разными приходами ведется негласное соревнование.
 
После службы верующие осторожно, чтоб не загасить,  несут домой зажженные свечи, пламенем которых рисуют крест на козырьке перед входной дверью своего жилища, веря в то, что тем самым дом посетил Христос, который предохранит семью от всяческих напастей, а потом зажигают от этих свечей лампады перед домашними иконами, которые будут гореть целый год, и славить Воскресшего Спасителя.

Крестный ход в Греции не такой, как в русских церквях. Все идут не вокруг храма, а с пением и возожженными свечами направляются по городским улицам на центральную площадь. Здесь перед многотысячной толпой происходит символическое сожжение Иуды. Праздник набирает силу, в воздухе стоит шум и грохот от несметного количества хлопушек.
 
  И что уж совсем необычно – ровно в полночь, после торжественного чтения Евангелия, когда священники возглашают: «Христос Анести!» – «Христос Воскресе!» и дружный хор голосов отвечает «Алитос анести» («Воистину воскресе!»), начинается грандиозный фейерверк. Сотни петард и фейерверков взмывают в небо. Небо озаряется сотнями разноцветных огней... Начинается  Пасха, славят Воскресение Христово… В эти минуты вся Греция оглашается радостными криками и всеобщим ликованием, сопровождаемым перезвоном колоколов.
 
    В некоторых храмах соблюдается необычная традиция, которая пришла в Грецию из православных греческих общин Малой Азии. Во время чтения евангельского рассказа о смерти и воскресении Христа прихожане ждут, когда будет упомянуто о землетрясении в Иерусалиме, сопровождавшем эти события. Как только прозвучат заветные слова, в церкви поднимается невообразимый шум. Молодые люди колотят палками по деревянным лестницам, пожилые прихожане гремят сиденьями скамеек, а люстры-паникадила раскачиваются из стороны в сторону. Устраивая в церкви рукотворное «землетрясение», прихожане вспоминают таким образом о воскресении Христа. Свечи, которые люди приносят в церковь в ночь воскрешения различных цветов и видов. Для детей продаются свечи с приклеплёнными к ним игрушками.- Во время Великого поста запрещено проведение свадеб. -

В день Воскресения Христа устраиваются огромные застолья и пикники на природе, где обычно жарят на костре тушу ягненка или козленка. Конечно, традиции приготовления пасхальных блюд передаются из поколения в поколения без изменений.
 
В воскресенье по всей Греции праздник продолжается, сочетая религиозные церемонии, барбекю и народные гуляния.

Помимо крашеных яиц, пасхальных пирогов,  на стол подаются после литургии в ночь на воскресенье «магирицы» (суп из потрошков баранины), баранки «кулурья» и сладкий хлеб «цуреки». Откупоривают рецину – первое вино прошлогоднего урожая.
 
Потом люди катают по столу крашеные пасхальные яйца, освященные перед этим в храме.
Днем после утренней службы в церквях начинаются массовые гулянья с танцами под народную музыку и пышные застолья с обильными угощениями.
Барашек, зажаренный на вертеле, в пасхальное воскресение символизирует жертву Христа во имя спасения людей.

 А самые счастливые - греческие школьники, их пасхальные каникулы длятся целых 15 дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиции празднования Пасхи в Сербии

Праздник праздников и торжество из торжеств, в Сербии,  Пасха  отмечается так же, как во всем остальном христианском мире. Православные приуготовляются постом и молитвой и в Светлое Христово Воскресенье приходят в церковь. Кто-то лишь для того, чтобы поставить свечи, а кто-то – чтобы вместе с воскресшим Спасителем возрадоваться об освобождении человечества. В начале пасхальной утрени в полной темноте на амвон выходят священники с горящими свечами и поют: «Придите, примите свет от Незаходящего Света и прославьте Христа, воскресшего из мертвых». Все люди подходят, зажигают свечи и стоят так, пока они не догорят. На литургии причащаются Святых Христовых Тайн и возвращаются домой, чтобы, разговевшись и отдохнув, поделиться своей радостью с родными и друзьями. Люди ходят друг к другу в гости, дарят красивые яички. Интересно, что в Сербии не принято печь пасхальные куличи, зато в обязательном порядке будут устроены «яичные бои» – кто у кого разобьет крашеное яйцо. В одной деревне даже проходит «Мировой чемпионат по яичному бою» – в нем по крайней мере пара сотен участников.

Пасхальная служба в Сербской Церкви начинается в монастырях в 3-4 часа утра, а в приходских церквях - в 5-6 утра. Пасха празднуется 2-3 дня.


Сербы, как и русские, «христосуются» и приветствуют друг друга, восклицая «Христос Воскресе» - «Воистину Воскресе».

Большое внимание уделялось пасхальной трапезе. Ее начинали с просфоры или яиц. На столе имелись хлеб, вино и вареное кропило - непременные атрибуты пасхальной трапезы. Иногда яйца специально запекали в калачики. Пасхальным вечером начинаются народные гуляния, они происходят прямо на церковном дворе. Самодеятельный или цыганский оркестр играет музыку, а люди водят огромный хоровод - коло. В Боснии подобное гуляние называется на турецкий лад - таферич, в Сербии и Черногории - варош или народни сабор.

Праздник Христова Воскресения Пасха в Сербии называют «Васкрес». Слово «Пасха» сербам почти неизвестно. Еще до недавнего времени шли споры о том как правильно произносить «Васкрес» или «У'скрес» (хорватская и западно-сербская интерпретация), но в конце концов возобладал авторитет церковно-славянского приветствия «Христос Воскресе», и Пасха утвердилась как «Васкрес».

Святые отцы о Пасхе

Свт. Григорий Богослов: «С ними и я (о если бы иметь мне и голос достойный ангельской песни, и оглашающий концы мира!) вещаю вам так: Пасха! Господня Пасха! и ещё скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звёзды. …ныне празднуем самое воскресение, не ожидаемое ещё, но уже совершившееся и примиряющее собою весь мир.
Но причастимся Пасхи, ныне пока прообразавательно, хотя и откровеннее, нежели в Ветхом Завете. Ибо подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать, и говорю) была ещё более неясным прообразованием прообразования. А впоследствии и скоро причастимся совершеннее и чище, когда Слово будет пить с нами сиё „новое вино в Царстве Отца“ (Мф.26:29), открывая и преподавая, что ныне явлено Им в некоторой мере; ибо познаваемое ныне всегда ново. В чём же состоит это питиё и это вкушение? — Для нас в том, чтобы учиться, а для Него, чтобы учить и сообщать ученикам Своим слово; ибо учение есть пища и для питающего».

Свт. Мелитон Сардийский (ритмичный стих): «О таинство новое и неизречённое! Заклание овцы сделалось спасением Израиля, и смерть овцы стала жизнью народа, и кровь отпугнула ангела. Скажи мне, о ангел, чего испугался ты? Овечьего заклания или Господней жизни, смерти овцы или образа Господа, крови овцы или Духа Господня? Ясно, что ты испугался, видя таинство Господне, происшедшее в овце, жизнь Господню в заклании овцы, образ Господа в смерти овцы… Услышьте о силе таинства! Когда-то заклание овцы было драгоценно, ныне же оно обесценилось из-за Господней жизни;
Что такое Пасха? Ибо она называется этим именем от случившегося: от pathein („претерпевать“) произошло paschein („страдать“, или „праздновать Пасху“). Итак, научитесь, кто страдает, и кто сострадает страждущему, и для чего Господь сошёл на землю: чтобы, облекшись в страждущего, восхитить его превыше небес».

Свт. Григорий Нисский: «Как но­вый, только что образовавшийся рой пчёл, в первый раз выле­тающий из пчельника на свет и воздух, весь вместе садится на одной ветви дерева, так и в настоящий праздник все члены се­мейств отовсюду собираются в свои дома. И поистине спра­ведливо сравнивают настоящий день с днём будущего воскре­сения, потому что тот и другой собирает людей; только тогда соберутся все вместе, а теперь, собираются по частям. Что же касается радости и веселия, то по всей справедливости можно сказать, что настоящий день радостнее будущего: тогда по необходимости будут плакать те, коих грехи обличатся; ныне, напротив, нет между нами печальных. Ныне и праведник раду­ется и неочистивший свою совесть надеется исправиться по­каянием. Настоящий день облегчает всякую скорбь, и нет че­ловека так печального, который не находил бы утешения в торжестве праздника.
Бедные, примите с любовью день сей, питающий вас. Расслабленные и увечные, приветствуйте день сей, врачующий ваши болезни. В нём сокрыта надежда ва­шего воскресения, которая побуждает ревновать о добродетели и ненавидеть порок; ибо с уничтожением мысли о воскресении у всех будет одна господствующая мысль: „Станем есть и пить, ибо завтра умрём!“ (1Кор.15:32)».

Свт. Лев Великий: «Итак, поскольку через сорокадневное воздержание мы пожелали достичь того, чтобы хоть в какой-то мере во время страдания Господа ощутить Его крест, мы должны стремиться, чтобы нам оказаться также участниками и воскресения Христова и, ещё находясь в этом теле, перейти от смерти к жизни. Ведь для каждого человека, который меняется и становится из одного другим, конец — не быть тем, кем он был, и начало — быть тем, кем он не был. Но важно, для кого человек умрёт и для кого будет жить, ведь есть смерть, ведущая к жизни, и есть жизнь, ведущая к смерти. И не где-то, а в этом преходящем веке можно обрести и то, и другое; и от того, как мы поступаем во времени, зависит различие вечных воздаяний. Итак, нужно умереть для диавола, а жить для Бога; нужно устраниться от несправедливости, чтобы восстать для правды. Пусть падёт ветхое, чтобы появилось новое. И поскольку, как говорит Истина, „никто не может служить двум господам“ (Мф.6:24), да будет не тот господином, кто подтолкнул стоящих к падению, но Тот, Кто воздвиг повергнутых для славы».

Блж. Исихий Иерусалимский: «Наша священная и царственная труба объединила нас на этом собрании, труба, которую наполнил Вифлеем и воспламенил Сион, для которой молотом был Крест, а наковальней — Воскресение… Как мёртвого погребал Его Иосиф, но, погребённый как человек, Он, как Бог, обезоружил смерть».

Прп. Феодор Студит: «Почему же мы с таким нетерпением ждём Пасхи, которая приходит и уходит? Не праздновали ли мы её множество раз и раньше? И эта придёт и уйдёт — в настоящем веке нет ничего постоянного, но дни наши проходят как тень, и жизнь бежит подобно тому, как скачет гонец. И так до тех пор, пока мы не достигнем конца настоящей жизни.
Что же,- спросит кто-нибудь,- не нужно радоваться Пасхе? — Нет, наоборот, давайте радоваться ей намного больше — но той Пасхе, которая происходит каждый день. Что это за Пасха? — Очищение грехов, сокрушение сердца, слёзы бдения, чистая совесть, умерщвление земных членов: блуда, нечистоты, страстей, недобрых желаний и всякого иного зла. Кто удостоится достичь всего этого, тот празднует Пасху не один раз в году, но каждый день».

Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все, пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: „Ад“, — говорит он, — „огорчился“ (Ис.14:9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлён; огорчился, ибо умерщвлён; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашёл в нём Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. „Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?“ (1Кор.15:55). Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мёртвых, — „первенец из умерших“ (1Кор.15:20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь».

Последнее слово читается на каждую Пасху в православных храмах после пасхальной утрени.

11 апреля 2015 г.


Настоящая статья подготовлена с помощью открытых источников в интернете.

Поиск